Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
6 марта 2012, 22:15 • Экономика

«Данные были устаревшими»

Андрей Чугунов: Над электронным правительством надо работать

«Данные были устаревшими»
@ из личного архива

Tекст: Ольга Самофалова

Россия заняла самое высокое место за все время существования рейтинга ООН по уровню развития электронного правительства. «За два года в сфере электронных услуг в России произошел существенный прорыв, однако построение системы электронного правительства идет пока неудовлетворительными темпами», – констатирует директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов.

Россия в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства поднялась по итогам 2011 года до 27-го места, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.

Дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше

По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай – 78-е место, а Индия – 125-е.

Между тем лидером нового рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея. За ней следуют Нидерланды, Великобритания и Дания, а замыкают пятерку лидеров США.

Документ под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности госорганов в 193 странах для использования ИКТ в предоставлении госуслуг.

Как следует из документа, в рейтинге страны ранжируются на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал.

Показатель по каждой из этих трех составляющих, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров. Так, высчитывая показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал госуслуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принимался как контент, так и доступность различных сервисов.

Уровень развития ИКТ-инфраструктуры оценивался с учетом таких показателей, как число интернет-пользователей на 100 жителей, число постоянных абонентов проводного Интернета, число единиц оборудования ШПД на 100 человек, а также число пользователей фиксированной телефонной связи и мобильной связи на 100 жителей. При оценке человеческого капитала в расчет принимались такие показатели, как уровень грамотности населения и совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования.

С чем связан такой скачок в рейтинге и действительно ли Россия добилась высоких результатов в построении электронного правительства, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра технологий электронного правительства НИУ ИТМО Андрей Чугунов.

ВЗГЛЯД: Почему Россия так сильно подскочила в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства? Действительно ли это говорит о том, что мы добились высоких результатов в построении электронного правительства?

Андрей Чугунов: Следует отметить, что рейтинг выходит не каждый год. Предыдущий рейтинг ООН вышел в 2010 году на основе данных за 2009 год, сейчас – на основе данных за 2011 год. Таким образом, идет сравнение ситуации 2009 года, где Россия была на 59-м месте, с 2011 годом, где Россия поднялась сразу на 27-е место. Два года назад все было на нуле, фактически никаких электронных госуслуг в 2009 году в России не было.

Кроме того, ООН с 2010 года изменила методику подсчета рейтинга. Теперь к простому подсчету степени открытости правительственных сайтов добавилось много позиций, связанных с электронными услугами. В России как раз начали создаваться такие услуги.

Столь резкий скачок вверх может быть обусловлен также тем, что наиболее пристальное внимание в рейтинге уделено оценке интегрированных в единый портал сервисов, организации системы межведомственного взаимодействия, бэкофиса, что позволяет гражданам получать электронные услуги и находить необходимую информацию. В этой сфере за последние два года в Российской Федерации было осуществлено многое, особенно на порталах федерального уровня, которые и являются предметом оценки в рейтинге ООН.

Если посмотреть на отдельные параметры, по которым эксперты ООН формировали рейтинг, то увидим, что за два года по России в два раза вырос индекс по масштабу и качеству электронных услуг, а также почти в два раза – индекс развитости ИКТ-инфраструктуры. С другой стороны, отмечается снижение третьего компонента – индекса человеческого капитала – это общий уровень образования в стране, который подсчитывается другой ооновской структурой.

Коммуникационная инфраструктура, конечно, в России развивалась, но все-таки не в два раза. К примеру, ООН учитывает плотность мобильной связи. Разве за два года у нас этот показатель вырос в два раза? Нет. К тому времени у нас уже было практически 100% распространение мобильной связи. Доступ к широкополосному Интернету за последние годы сильно увеличился, но, опять же, не в два раза. Базовая инфраструктура к тому времени была фактически создана.

Без налаживания безбумажного межведомственного взаимодействия невозможно обеспечить эффективное оказание государственных и муниципальных услуг

Поэтому такой резкий рост индексов можно объяснить также тем, что данные за 2009 год, которые ООН использовала для составления рейтинга 2010 года, были устаревшими. В тот момент никто не заботился о том, чтобы ооновские структуры получали свежие данные, а наша официальная статистика сильно запаздывала. То, что показатель по ИКТ-инфраструктуре в свежем рейтинге поднялся в два раза, говорит как раз о том, что данные стали более актуальными.

ВЗГЛЯД: Насколько эффективно сейчас идет построение электронного правительства в России?

А.Ч.: За два года в сфере электронных услуг в России произошел существенный прорыв, однако построение системы электронного правительства идет пока неудовлетворительными темпами.

ВЗГЛЯД: Какие недочеты, проблемы можно выделить на пути создания более эффективного электронного правительства?

А.Ч.: Основная проблема в том, что несколько лет в России занимались только федеральными сервисами, без которых развитие региональных невозможно. Во многие региональные услуги входят компоненты, за которые отвечают федералы. Когда стало понятно, что без развития электронных услуг в регионах и муниципалитетах тоже ничего не получится, начали ставить нереальные сроки для запуска региональных сервисов.

Теперь предстоит наладить систему электронного межведомственного взаимодействия. Этим начали заниматься только в прошлом году. В октябре удалось запустить этот процесс на уровне федеральных структур, и была поставлена задача, чтобы к 1 июля все регионы и муниципалитеты начали оказывать услуги населению, не требуя никаких справок.

Без налаживания безбумажного межведомственного взаимодействия невозможно обеспечить эффективное оказание государственных и муниципальных услуг. В идеале получается, что орган власти сам должен запрашивать у другого органа власти необходимую информацию о гражданине. Человеку, например, не надо будет бежать в ЖЭК, чтобы сделать справку, так как электронные базы данных сами подтверждают запрошенную органом информацию, например, что гражданин проживает по определенному адресу.

ВЗГЛЯД: Успеют ли регионы к 1 июля подготовиться?

A.Ч.: Какие-то успеют. Но не все. Денег на электронное правительство им не дают, но они кроят свои бюджеты и стараются выполнить поставленную задачу.

ВЗГЛЯД: Над чем еще предстоит поработать?

А.Ч.: В этой сфере надо еще работать и работать. Еще одна серьезная проблема – это электронная идентификация личности. Сначала планировали в массовом порядке ввести универсальную электронную карту с 1 января 2012 года. Однако процесс отложили на год, и это правильно. Сроки были нереалистичные. Такие электронные удостоверения личности должны выпускаться, когда создана достаточно развитая инфраструктура электронного правительства.

К примеру, гражданин с помощью этого документа идентифицируется на правительственном сайте для получения какой-либо госуслуги. Информация о нем находится в защищенном пространстве, которую считывают другие государственные информационные системы.  Через личный кабинет человек сможет таким образом осуществлять законные транзакции, например, даже с недвижимостью.

..............