Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевЗащита с особым статусом
Путин обещает создать институт защитников бизнеса
Право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы госвласти и даже приостанавливать нормативные акты – все эти полномочия получит «бизнес-омбудсмен». Именно такой институт предложил создать в России Владимир Путин. Эксперты спорят, а нужен ли он вообще.
Выступая на форуме «Россия-2012», Владимир Путин заявил, что в России будет создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Уполномоченный должен делегироваться из бизнес-сообщества всеми общественными организациями, потому что назначать его сверху неправильно
«В России появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, подчеркну: всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов. Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников», – приводит портал правительства слова премьер-министра.
Введение института «бизнес-омбудсмена» входит в состав пакета мер по улучшению инвестиционного климата.
Идея создания этого института принадлежит «Опоре России», где уверены, что это решение позволит продвинуться в решении проблем субъектов малого и среднего предпринимательства.
На данный момент уже есть опыт в этой области. Так, бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов «Опоры России» занимается работой по защите прав и интересов предпринимателей с 2002 года, а с 2010 года имеется инвестиционный омбудсмен Игорь Шувалов, есть уполномоченный по правам предпринимателей при «Опоре России» Светлана Халфина.
- Путин раскритиковал состояние инвестклимата в России
- Путин рассказал, в чем смысл "новой индустриализации"
- Россия и Китай названы лидерами по коррупции в бизнесе
- Путин выбрал главу Агентства стратегических инициатив
- Путин представит предложения по вовлечению общества в борьбу с коррупцией
Кроме того, в сентябре 2011 года законодательное собрание в Ульяновской области приняло закон о введении уполномоченного по правам предпринимателей, рассказал газете ВЗГЛЯД вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин. Сейчас подобные инициативы рассматривают в Башкортостане, Пермском крае, Дагестане и Татарстане.
Именно Халфина 24 января обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с предложением создать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей на региональном уровне во всех субъектах РФ, а также разработать механизм взаимодействия уполномоченных на федеральном уровне, на региональном уровне и инвестиционных уполномоченных при полпредах. До этого в середине декабре прошлого года такие предложения были направлены председателю правительства Владимиру Путину и первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову.
Пока механизм работы института не проработан. Но на следующей неделе 9 февраля на президиуме «Опоры» будет обсуждаться, как все это правильно сделать, отмечает Корочкин.
По его мнению, надо не только создавать уполномоченных в регионах, но и расширить их права. Очень важно в этом смысле предоставление им особого процессуального статуса, о чем заявил Путин. «Процессуальный статус дает право на прямой вход в различные властные двери и институты. Его будут обязаны слушать, зная, что у него есть особый статус, делегированный сверху. На его звонки будут обязаны отвечать все представители правоохранительных структур и, может быть, даже руководители регионов», – говорит Корочкин.
«Не знаю, насколько это реально, но я бы предложил предоставить уполномоченному также право инициировать административные и уголовные дела в отношении тех должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают законодательство, ведут себя неправильно в отношении предпринимателей и бизнес-сообщества. К примеру, препятствуют развитию бизнеса. Большая часть таких действий связана с желанием поучаствовать в коррупционных отношениях тем или иным способом», – предлагает вице-президент «Опоры».
Между тем руководитель Центра проблем по взаимодействию бизнеса и власти Павел Толстых скептически относится к созданию института уполномоченных по защите интересов предпринимателей.
На его звонки будут обязаны отвечать все представители правоохранительных структур и, может быть, даже руководители регионов
«Это в некотором смысле заигрывание с классом предпринимателей. Одна из болевых точек председателя правительства – это обвинения в угнетении класса предпринимателей, которые ему предъявляет оппозиция. Это и отъезд первой волны олигархов, и дело ЮКОСа, и точечные удары по «Арбат Престижу» и Евгению Чичваркину. Этим же вызвано и создание Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое, по моему мнению, исчезнет как институт после выборов», – говорит Павел Толстых.
По его словам, предприниматели – это активный класс людей, которые «сами в состоянии представить себя в органах власти без какой-либо дополнительной помощи, главное, чтобы им не мешали делать бизнес». «В мировой практике: в странах ЕС, США и Австралии – интересы предпринимателей в органах госвласти эффективно отстаивают институты лоббистов. В судах работает институт адвокатуры», – объясняет свой скептицизм Павел Толстых.
Однако Корочкин считает, что на данном этапе предпринимателям в России нужна помощь по защите их интересов, что может дать институт уполномоченных. «Я думаю, что в тех странах, где сформировано нормальное законодательство и нормально работает судебная система, этот институт и не нужен. Так же, как и в России этот институт не нужен будет, как только все это будет работать должным образом», – замечает вице-президент «Опоры».
Сейчас, по его словам, функции помощи предпринимателям в какой-то мере выполняет общественная организация «Опора России». «Нам удавалось помогать конкретным предпринимателям, когда против них заводились уголовные дела, когда их сажали в тюрьму ни за что. Но понятно, что когда все это делается только на уровне общественной организации, большому количеству людей помочь невозможно в силу ограниченности ресурса. Институт уполномоченных дает дополнительный инструмент для помощи предпринимателям и для обобщения практик», – говорит Владислав Корочкин.
«Полагаю, что лишним подобный институт не будет. Во всяком случае, уполномоченный по защите прав предпринимателей сможет аккумулировать проблемы бизнеса в России и с приданием процессуальных полномочий оперативно на них реагировать, обращаясь в компетентные органы различных ветвей власти, – соглашается юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры» Андрей Метелев. «Хотя мне бы пришлась больше по душе активность объединений предпринимателей всех размеров и специализаций в деле отстаивания прав и нормотворчества: наращивание количества чиновников зачастую не способствует защите прав бизнеса», – добавляет юрист.
Институт уполномоченных по защите интересов предпринимателей, по мнению вице-президента «Опоры», должен быть как раз в руках общественных организаций. «Уполномоченный должен делегироваться из бизнес-сообщества всеми общественными организациями, потому что назначать его сверху неправильно. Обычно все, что не проходит фильтр общественных процедур, так или иначе превращается в коррупционную или околокоррупционную структуру», – считает вице-президент «Опоры России».
Председатель координационного совета Союза независимых сетей России и собственник калининградской торговой сети «Семья» Олег Пономарев говорит, что приветствует любые действия власти, направленные на защиту интересов российского предпринимательства. «Розничная торговля – очень сложный бизнес-процесс, и некоторые действия чиновников самых разных ведомств – общим числом более полутора десятков – простоты ему не добавляют», – поясняет Пономарев.
«Вместе с тем стабильные, прозрачные правила игры и общая направленность власти на поддержку малого и среднего российского бизнеса в региональной торговле (а не транснациональных корпораций и структур, аффилированных сырьевым и банковским монстрам) принесли бы больше пользы, чем некие специальные институты», – считает бизнесмен.