Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
0 комментариевОтступление гиганта
Газпром вынудили дать европейцам скидки
Газпром сделал скидку на газ Италии и Австрии. Часть голубого топлива компания вынуждена продавать по спотовой цене. В условиях растущей конкуренции и снижения доли компании на европейском рынке Газпрому ничего не остается, кроме как идти на уступки. Время продавцов уходит, замечают аналитики, настает время покупателей.
Европейские покупатели добиваются от Газпрома все более выгодных условий поставки. В новом квартальном отчете Газпром сообщает о новых уступках клиентам: снижении контрактного объема, скидках в цене или продаже части объемов по спотовой цене.
На рынке газа Европы уходит время продавца и наступает время покупателя
Ранее было известно о том, что в контрактах с Wingas и E.ON Ruhrgas реализация 16% объемов переведена на спотовую цену. Однако, как сообщает Газпром, и с французской GDF Suez спотовая составляющая включена в контракт (размер не уточняется), а также сокращены минимальные годовые обязательства по отбору на краткосрочный период с последующей их компенсацией.
Одновременно итальянской Eni была предоставлена скидка в цене на газ и временно снижены обязательства по отбору газа с их последующей компенсацией. Аналогичные договоренности были достигнуты с австрийскими GWH Gashandel и EconGas, передает «Интерфакс».
Снижения цены потребовали и также итальянские EGL, Sinergie Italiane, ERG, чешская RWE Transgas и словацкая SPP – со всеми этими компаниями Газпром в настоящее время ведет переговоры.
#{smallinfographicleft=266262}В декабре Газпром пообещал дать скидку на стоимость газа в 15% Латвии и Эстонии при условии, что они повысят объем импорта топлива до докризисных объемов, то есть до уровня 2007 года. Месяцем ранее Евросоюз выразил желание вообще изменить принципы формирования цены на российский газ. В частности, чтобы цены на газ формировались независимо от цен на нефть.
Формула привязки цены на газ к дизтопливу и мазуту появилась в конце 60-х годов прошлого века. В континентальной Европе такой механизм ценообразования в газовой отрасли остается доминирующим. В большинстве европейских контрактов Газпрома (контракты, как правило, долгосрочные) газовая цена меняется вслед за котировками вышеназванных нефтепродуктов с временным лагом в шесть–девять месяцев.
До поры до времени эта формула всех более-менее устраивала. Однако после 2004 года цены на нефть и нефтепродукты начали расти, а вместе с ними начали быстро расти и цены на газ в долгосрочных контрактах. Европейских потребителей такая ситуация, естественно, не устроила, и они заговорили о необходимости «отвязать» газ от нефти.
- Газпром сделает скидку Эстонии и Латвии
- ЕС хочет "отвязать" цены на газ от нефти
- Латвия добилась скидки от Газпрома
- Минск намерен избавиться от "диктата" Газпрома
Поводом для очередной дискуссии послужили США, которые резко увеличили добычу газа. В итоге потоки сжиженного топлива (СПГ) из Африки и Азии были перенаправлены в Европу, предложение на рынке превысило спрос.
В конце 2009 года спотовая цена на газ в Германии в 1,5 раза была ниже цены Газпрома (174 доллара за тысячу кубометров голубого топлива против 270 долларов у концерна).
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе 2010 года российская монополия поставила в Европу на 5% меньше, чем в докризисный 2008 год. Безусловным же лидером по темпам роста стал Катар, который увеличил размер европейского экспорта сразу в пять раз. Катар как раз и поставляет сжиженный природный газ в Европу на спотовый рынок.
Из поставщиков трубопроводного газа только Норвегия увеличила продажи (на 31%), однако в Газпроме утверждали, что ее продавцы фактически давали скидки.
В результате многие страны стали пересматривать условия контрактов. Так, снизить цены и смягчить условия контрактов потребовали от Газпрома германские энергетические компании E. On, Wingas и RWE, турецкая Botas, итальянская Eni, австрийская EconGas, финская Gasum, латвийская Latvijas gaze, а также французские Gaz de France и GDF Suez.
#{smallinfographicleft=453056}Чтобы восстановить свои позиции, Газпром согласился в течение трех лет поставлять часть газа (до 15% объема поставок) с привязкой к спотовым индексам, но только в сочетании с гарантированной оплатой определенных объемов.
«Газпром уже не может в полной мере устанавливать монопольно высокие цены на свой газ, – комментирует аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. – Во-первых, в Европе активно реализуется программа по диверсификации поставок газа, в частности ведется повсеместное строительство альтернативных газопроводов и терминалов по разжижению газа. Во-вторых, цены на газ на спотовом рынке в 2010 году были в среднем в 1,5–2 раза ниже газпромовских».
Соответственно, потребители газа, что вполне логично, могут отказываться от отбора российского газа в пользу СПГ, как это было, например, в 2009 году. По словам Сосновой, потеря, даже частичная, объемов таких стран, как Италия или Франция, негативным образом отражается на потоках Газпрома – так показал тот же 2009 год. «На рынке газа Европы уходит время продавца и наступает время покупателя», – делает вывод эксперт.
Для справки: в четвертом квартале 2010 года поставки российского газа в дальнее зарубежье упали сразу на 17% (в отчетности Газпрома причиной называется необычно теплая погода).
Сильнее всего пострадали поставки газа в Германию (падение на 25%) и Францию (–49%). Однако две страны, которые в прошлом году были наиболее проблемными для сбыта российского газа, показали рост – это Италия (+12%) и Турция (+23%). По итогам 2010 года суммарный экспорт газа символически увеличился лишь благодаря росту поставок в Белоруссию.
«Доля Газпрома на европейском рынке постепенно падает, конкуренция нарастает, в таких условиях приходится идти на уступки, в том числе и для того, чтобы замедлить тенденцию потери доли рынка», – указывает аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Танурков.
По словам эксперта, после кризиса потребление газа в Европе восстанавливается медленно, как со стороны промышленности, так и со стороны домохозяйств (по некоторым данным, среднее потребление домохозяйств упало наполовину, потребительский спрос восстанавливается очень медленно).
«В результате скидки способствуют росту потребления газа, что выгодно Газпрому.
Это эффект домино – когда предоставление скидок одному партнеру увеличивает давление со стороны остальных», – заключает Танурков.