Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

3 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
19 декабря 2011, 22:45 • Экономика

Домодедово меняет хозяина

Аэропорт Домодедово выставлен на продажу

Домодедово меняет хозяина
@ domodedovo.ru

Tекст: Ольга Самофалова

Владельцы аэропорта Домодедово, ранее отказавшись от публичного размещения акций, теперь ищут, кому их продать. Это предложение может быть интересно, как сообщается, Сулейману Керимову, Олегу Дерипаске и Сбербанку. Деньги на развитие у аэропорта есть, поэтому желание продать бизнес может быть вызвано иными причинами.

Владельцы аэропорта Домодедово наняли группу Goldman Sachs для поиска покупателя на крупнейший по пассажиропотоку российский аэропорт. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на  несколько источников в банковских кругах.

В число возможных покупателей входят структуры Сулеймана Керимова, а также Базэл Олега Дерипаски и Сбербанк

По словам одного из источников, Goldman Sachs будет единственным организатором возможной сделки. На этот статус претендовали несколько инвестбанков, в том числе российских, сказал другой собеседник агентства. Один из источников говорит, что аэропорт продается целиком, другие о размере выставленного на тендер пакета не знают.

Если Goldman Sachs действительно нанят сейчас для поиска покупателя Домодедово, то этот выбор является неожиданным, так как продажа иностранному инвестору в данном случае крайне маловероятна, а найти российских покупателей аэропорта проще было бы местному игроку, считает источник в крупном инвестбанке.

На данный момент в число возможных покупателей входят структуры Сулеймана Керимова, а также Базэл Олега Дерипаски и Сбербанк, говорит источник. Интерес к аэропортовому бизнесу у этих компаний имеется. Ранее Сбербанк вместе с Базэлом и сингапурской Changi Airports создали СП по развитию аэропортового бизнеса.

Нанятый Goldman Sachs ранее был ведущим организатором не состоявшегося этой весной IPO Домодедово. В число соорганизаторов входили также JP Morgan, Citigroup и Morgan Stanley.

Аналитики Goldman Sachs оценили тогда Домодедово в 3,5–7,5 млрд долларов, дав самый широкий коридор стоимости. Оценка Citi равнялась 4,2–5,3 млрд, а JP Morgan – 4,6–5,2 млрд. Аэропорт планировал привлечь в ходе IPO 1 млрд (предположительно, разместив до 20% акций на рынке).

Напомним, что руководство Домодедово отменило проведение IPO, намеченное на эту весну, как уверяли в самой компании, из-за низкой оценки компании рынком. Однако владельцы аэропорта могли отказаться от IPO и в силу серьезного удара по имиджу Домодедово.

Дело в том, что как раз в преддверии запланированного IPO в феврале началось расследование Генпрокуратуры в отношении аэропорта. Расследование инициировал президент Медведев, потребовавший найти конечного собственника Домодедово. До этого в конце декабря 2010 года в Домодедово возник транспортный коллапс из-за ледяного дождя, а 24 января этого года произошел теракт, в котором погибли 37 человек.

Недавно в интервью СМИ экс-министр энергетики Игорь Юсуфов рассказал, что когда Домодедово готовилось к IPO, компания параллельно вела переговоры также и с ним. В процессе переговоров с Валерием Коганом (рынок считает его одним из совладельцев аэропорта) Юсуфову предлагалось выкупить 25% акций аэропорта, которые экспертами оценивались в 1 млрд долларов. Правда, из его слов непонятно, от кого именно исходило это предложение. В любом случае Юсуфов уверил, что сейчас никаких переговоров с руководством Домодедово он не ведет.

В июле этого года Каменщик уверял, что в данный момент компания не ведет переговоров о продаже пакета акций аэропорта инвестору и не готовит вторую попытку IPO. Он также опроверг слухи о возможной продаже части акций структурам Сулеймана Керимова или ВТБ. Каменщик тогда заявил, что нужды в срочном рефинансировании у компании, которая до 2020 года планирует инвестировать в развитие 108 млрд рублей, нет.

Эксперт «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что и на этот раз вряд ли речь идет о продаже компании целиком, так как аэропорт занимает высокие позиции на рынке, если не произойдет серьезных макроэкономических катаклизмов, то он способен поддерживать приличный темп роста стоимости.

«В рамках планируемого этой весной IPO, как и говорил Каменщик, ставилась цель получить средства за счет продажи минимального количества акций. При этом желание выйти на IPO было связано с потребностями акционеров получить деньги, «откэшиться». Это не было связано с необходимостью получить средства для инвестирования. Возможно, что сейчас возникла та же самая потребность у акционеров», – не исключает Пантелеев.

Напомним, что в преддверии IPO Домодедово сообщило, что единственным владельцем холдинговой компании аэропорта – DME Ltd – является Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров аэропорта. Правда, потом, на допросе по делу о теракте в аэропорту, Каменщик заявил, что является всего лишь консультантом, а владельцев много.

В ходе road show этой весной Домодедово впервые обнародовало свои финансовые показатели, которые эксперты оценили как фундаментально сильные. Выручка аэропорта в 2010 году выросла с 24,5 млрд рублей до 30 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась с 4,55 млрд рублей до 7,7 млрд рублей.

При этом рентабельность Домодедово по показателю EBITDA составила почти 42%. Это один из самых высоких показателей в отрасли. Например, у компании Aeroports de Paris, которая управляет всеми аэропортами Парижа, рентабельность составляет около 35%, а у управляющей компании аэропорта Франкфурта-на-Майне – Fraports – всего около 20%.

Пассажиропоток Домодедово растет в среднем почти на 23% каждый год. В 2010 году аэропорт перевез 22,3 млн пассажиров, а к 2020 году намерен нарастить пассажиропоток до 50 млн человек.

..............