Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариев«Инновационные рыбы» остались без воды»
"Единая Россия" ставит на "экономику знаний"
В пятницу в Госдуме представители различных фракций обсуждали меры по ускоренному переходу России к инновационной экономике. Наибольшую активность в этом отношении проявили представители «Единой России». Они не только подробно рассказали, почему модернизация нашей страны проходит не так быстро, как бы того хотелось, но и предложили меры, которые, по их мнению, позволят в кратчайшие сроки создать в России «экономику знаний».
Главное препятствие
С момента утверждения Госсоветом стратегии инновационного развития России до 2020 года прошло два года. Но говорить о видимых результатах перевода нашей экономики на новые рельсы пока не приходится. Своеобразным руководством к действию, призванным ускорить построение в России «экономики знаний», стало принятое в пятницу Госдумой заявление «О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики».
По сути, это призыв углубить и ускорить движение «нанозайцев» по «нанокругу
Именно отсутствие единой законодательной базы в части развития инновационной деятельности оказалось, по мнению парламентариев, главным препятствием на пути экономической модернизации.
«Будем честными»
«Инновации − это главный стратегический вопрос развития страны», − предварил бурную дискуссию в Госдуме по проекту заявления глава думского комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров. Из его слов выходило, что последние годы чиновники и депутаты не сидели сложа руки, теша себя «розовыми мечтами» о модернизации.
«Сделано немало: это и создание при вузах малых инновационных предприятий, и введение института патентных поверенных, и налоговые изъятия для стимулирования инновационной деятельности», − перечислял достижения законодателей глава комитета. «Но будем честными, − признался Федоров. − Эффект от таких мер пока явно недостаточен».
- «Скорость имеет особое значение»
- «Нужно продавать и акционировать»
- «Долина», которую мы выбираем
- «Финансируем не науку, а вывеску НИИ»
- Инновационный прорыв
По мнению Евгения Федорова, причина неудач в «бессистемности», с которой наша страна бросилась поднимать «инновационную целину» и чуть было не надорвалась. «В России так и не сложилась комфортная среда для генерации знаний, оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности, их оборота на рынке», − рассказывал парламентарий о «болевых точках» российской «экономики знаний».
«Мы как бы включили механизм, но саму систему не запустили», − посетовал Федоров, сравнив построение «экономики знаний» в стране с «инновационными «рыбами», которые остались без воды».
«Важный список»
Впрочем, в пятницу «Единая Россия» не только констатировала проблемы внедрения в стране инноваций, но и предлагала конкретные методы их решения. Список законодательных мер, призванных придать инновационному развитию системный характер, включает семь пунктов. В первую очередь депутаты настаивают на создании «бюджетных, налоговых и таможенных условий, необходимых для приоритетного развития рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности».
Инновации – это главный стратегический вопрос развития страны
По словам депутата Госдумы от «Единой России» Лианы Пепеляевой, речь может идти «об облегчении применения льгот, позволяющих вычитать расходы на НИОКР из налоговой базы с коэффициентом 1,5». «Помимо этого, в правительстве РФ также обсуждают сокращение сроков амортизации нематериальных активов, а также перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте», − пояснила депутат.
Выйти на биржу
Вторым пунктом в плане «Единой России» числятся задачи по созданию системы госрегистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также их учета в составе нематериальных активов.
Народные избранники также полагают, что «экономике знаний» не обойтись без развития финансовых и имущественных институтов инновационной деятельности. По словам Пепеляевой, предложения по упрощению доступа инновационных компаний на финансовые рынки уже разрабатываются Роснанотехом вместе с ММВБ. «Также рассматривается предложение о субсидировании затрат, связанных с выходом компаний на биржу», − говорит парламентарий.
Помимо этого, единороссы высказались за развитие системы техрегулирования инноваций, повышение эффективности госфинансирования работ по созданию отечественных ноу-хау, а также содействие экспорту прав на разработки наших ученых.
Стране нужен Совет
В свою очередь, по мнению депутата Госдумы от «Единой России» Виктора Зубарева (он руководит партийным проектом «Национальная инновационная система»), также настало время создать в стране Федеральный инновационный совет. «Эта структура могла бы стать площадкой, позволяющей выработать компромиссные решения в деле развития инноваций», − полагает единоросс. При этом он высказался за наделение такого совета «определенными госполномочиями и придание ему статуса Общественной палаты». «Нужна вертикально интегрированная система поддержки инноваций», − резюмировал Зубарев.
Несмотря на отдельную критику представителей оппозиционных думских фракций, Евгений Федоров заявил, что без запуска «конкретного и четкого механизма для формирования законодательной базы в части обеспечения инновационной деятельности» принимать разрозненные законы стало бы пустой тратой времени. При этом глава думского Комитета по экономполитике подчеркнул, что разработка «инновационного» законодательства будет вестись Госдумой в тесном взаимодействии с президентом и правительством.