Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Зачем США возобновили поставки HIMARS

Обстрелы Белгорода не смогут оказать никакого влияния на темпы нашего наступления даже в соседней Харьковской области. И, разумеется, американцы, которые являются главным источником развединформации для ВСУ, не могут этого не понимать. Тогда зачем они санкционировали применение HIMARS?

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Война на Украине – эпицентр тектонического сдвига

Мир неумолимо возвращается к логике сфер влияния, где право голоса имеют только те, кто обладает реальной силой и готовностью ее применять. США, Россия и Китай сегодня именно так и делят планету, ведя сложный, многоплановый торг по всему периметру от Тайваня до Венесуэлы и от Ирана до Арктики.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Отсутствие тепла и электричества делает пропаганду Киева бессмысленной

Технологии и нарративы украинской пропаганды, которые успешно зарекомендовали себя ранее, сейчас не работают. Невозможно убедить человека, у которого в доме нет электричества, в том, что скоро будет победа.

24 комментария
10 марта 2010, 20:45 • Экономика

«Финансируем не науку, а вывеску НИИ»

Иванов рассказал о том, что тормозит инновации

«Финансируем не науку, а вывеску НИИ»
@ РИА "Новости"

Tекст: Мария Шувалова

В среду в рамках «правительственного часа» в Госдуме Сергей Иванов рассказывал парламентариям, почему в России с таким скрипом проходит внедрение инноваций. По словам вице-премьера, виной тому как неготовность частного бизнеса участвовать в софинансировании научных проектов, так и «проколы» самого государства. В частности, по словам Иванова, нередко бюджетные деньги идут не на исследования, а на «вывеску НИИ, под которой порой скрываются некие «Рога и копыта», торгующие китайским ширпотребом».

Пропасть между количеством и качеством

Поддержка фундаментальной и прикладной науки, а также внедрение отечественных ноу-хау в жизнь стали одним из пяти приоритетов модернизации российской экономики, обозначенной Дмитрием Медведевым в 2009 году. О том, как решается задача президента по переходу страны к «экономике знаний», рассказал в среду в Госдуме в ходе «правительственного часа» вице-премьер Сергей Иванов.

Я не говорю, что Чубайс – мой любимчик, но система прохождения в этой госкорпорации надежная и простая, чтобы не пропускать какие-то «хотелки

Из его слов выходило, что инновационные технологии в России − это пока, скорее, мечта, но достижимая с учетом того, что государство пока только приступило к выполнению этой амбициозной задачи. Иванов рассказал, что финансирование фундаментальной науки обходится налогоплательщикам в 80 млрд рублей год, причем еще 128 млрд рублей тратятся на прикладные исследования.

«Но перехода количества в качество пока не происходит», − посетовал Иванов, отчасти реабилитировавшись тем, что, к примеру, по количеству научных публикаций Россия оказалась в 2007 году в одной строчке рейтинга рядом с Бразилией и Нидерландами, а по цитируемости − с Израилем.

«Финансировать «Рога и копыта» больше не будем»

По мнению Иванова, одна из причин того, что инновации с таким трудом приживаются в российской экономике, − это неготовность частного бизнеса участвовать в софинансировании научных проектов. «Здесь мы отстаем очень сильно», − заметил вице-премьер, говоря об аналогичном опыте США и Западной Европы. Но зачастую «проколы» допускает и само государство, финансируя, по словам Иванова, не исследования, а так называемую «вывеску НИИ, под которой порой скрываются некие «Рога и копыта», торгующие китайским ширпотребом». «Но больше мы вывески поддерживать не будем», − пообещал тщательнее присматриваться к научным учреждениям вице-премьер.

В правительстве, похоже, знают, и как покончить с «жалким, всего лишь одним процентом», в который оценивается продвижение отечественной высокотехнологичной продукции на внутренний рынок. По мнению Иванова, система госзакупок могла бы стать мощнейшим рычагом по внедрению научных разработок в экономику. Свои плоды в скором времени должно принести и строительство в стране научно-исследовательских центров, формирование полноценного рынка интеллектуальной собственности, создание при вузах и НИИ малых инновационных предприятий.

«Чубайс − не мой любимчик»

Пока же отечественными ноу-хау с успехом пользуются по большей части сами российские чиновники. Сергей Иванов не без смеха рассказал, как в прошлом году региональные власти решили оснастить системой ГЛОНАСС служебный автотранспорт. «И увидели, что половина рейсов, финансируемых из бюджета, «левые», − рассказал он. − По бумаге водитель везет какого-то начальника, а на самом деле он в этот момент едет на рынок». Тем не менее экономия от такого внедрения оказалась существенной: чиновникам стали заливать бензина меньше на 20−30%, чем обычно, заметил вице-премьер.

Не раньше чем к 2015 году оценят в правительстве и эффект от работы Роснанотеха под руководством Анатолия Чубайса. К примеру, когда депутат-единоросс Федот Тумусов пожаловался вице-премьеру на эту госкорпорацию, которая, по его словам, «медлит» с запуском высокотехнологичной продукции, Иванов задал встречный вопрос: «А найден ли инвестор этому проекту?» Напомнив вслед за этим депутатам, что из нескольких тысяч поступивших в Роснанотех заявок 50% уже принято и финансируется. «Я не говорю, что Чубайс − мой любимчик, но система прохождения в этой госкорпорации надежная и простая, чтобы не пропускать какие-то «хотелки», − заметил Иванов.

Вице-премьер пообещал «взять под защиту» и РАН, которой, по словам депутата Госдумы Жореса Алферова, досталось всего 120 млн рублей на разработку нанотехнологий. В то же время Иванов не упустил случая также упрекнуть депутатов, которые «сами же проголосовали за федеральный бюджет, сокращающий расходы на науку», а теперь упрекают правительство в ее недостаточном финансировании.