Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
РЖД всерьез увлеклись развитием высокоскоростного движения. Не успела монополия запустить на маршруте Санкт-Петербург − Москва все восемь купленных у Германии «Сапсанов», как обнародовала свои планы покупки у французской Alstom 20 самых быстрых в мире поездов AGV. На реализацию планов РЖД хотят получить из бюджета 100 млрд рублей. Если деньги дадут, то уже через три года доехать из Питера до Москвы можно будет всего за два часа.
Французский поцелуй
«Российские железные дороги» могут купить 20 высокоскоростных поездов AGV французской компании Alstom для маршрута Москва − Санкт-Петербург. Об этом сообщил в среду старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович в рамках форума «Стратегическое партнерство 1520: Балтийский регион».
Коммерческая скорость после запуска на высокоскоростном участке будет составлять 360 км/ч, эксплуатационная – 400 км/ч
Также РЖД рассматривают возможность создания на этом маршруте самостоятельного высокоскоростного пути параллельно ныне действующему. Гапанович пояснил, что поезда по новому полотну будут идти со скоростью 400 км/ч, благодаря чему расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга будет преодолеваться за два часа. Общую стоимость проекта топ-менеджер предпочел не конкретизировать, отметив, что она может составить порядка 100 млрд рублей, передает «Интерфакс».
Зачем РЖД на фоне кризиса понадобилось очередное «ускорение»? Гапанович объяснил это большим спросом на утренние и дневные рейсы между двумя столицами, на которые не хватает техники. И это даже с учетом поездов «Сапсан», которые курсируют между Петербургом и Москвой с 17 декабря 2009 года. Восемь таких составов РЖД приобрели у Siemens за 276 млн евро, а их техническое обслуживание в течение 30 лет обойдется еще в 354 млн евро. Сейчас по маршруту летают шесть «Сапсанов», оставшиеся должны выехать из депо до конца июля 2010 года.
В пресс-службе РЖД газете ВЗГЛЯД подтвердили, что компания действительно рассматривает возможность строительства новой трассы между Москвой и Петербургом. Однако от дальнейших комментариев в РЖД отказались, сославшись на то, что подробностей по этому проекту пока нет.
Старший вице-президент РЖД неслучайно сказал о приобретении именно французских поездов. Дело в том, что в этой стране высокоскоростное движение развито как нигде в Европе. Благодаря поддержке президента Жоржа Помпиду в 1969 году была открыта первая ветка скоростной железной дороги RER, а в 1981 году − линия Париж − Лион, названная TGV (train a grande vitesse − «скоростной поезд»). Расстояние между Лионом и Парижем поезд преодолевал за два часа, двигаясь со скоростью 260 км/ч. В дальнейшем поезда TGV получили распространение в ряде стран Европы во многом благодаря совместимости с бельгийскими, швейцарскими и британскими стандартами.
Однако сама история высокоскоростного железнодорожного сообщения началась в Японии. В 1964 году там была введена в эксплуатацию первая в мире высокоскоростная магистраль Токио − Осака, получившая название «Синкансен» («Новая линия»), которая была рассчитана на скорость до 210 км/ч.
Сегодня как в Европе, так и в Японии скорость движения высокоскоростных поездов доходит до 350 км/ч. Только за период 2001−2006 годов общая протяженность ВСМ в мире увеличилась на 40% − с 5 до 7 тыс. км, и это не предел. По данным на начало 2008 года, только в Европе сейчас строятся более 4 тыс. линий для быстрых поездов. Кроме того, проектирование ВСМ идет в Австралии, Бразилии, Индии, ЮАР, Португалии.
Медленный разгон
Россия же до последнего времени находилась вне этой мировой тенденции, хотя в СССР научные разработки, связанные с созданием высокоскоростного железнодорожного транспорта, начались еще в конце 60-х годов прошлого века. Через двадцать лет, в конце 80-х, было принято решение о строительстве ВСМ Москва − Ленинград. Это было единственной возможностью увеличить провозные способности железной дороги между двумя мегаполисами: все другие варианты к тому моменту уже исчерпали себя.
Но этот проект так и не был реализован. Сначала произошел развал СССР, а потом неприятная история случилась с оператором проекта − РАО «ВСМ» (зарегистрировано в 1991 году). При поддержке правительства Петербурга компания привлекла на строительство монорельса кредиты в банках Великобритании в объеме около 200 млн долларов, «зарыла» в котлован около Московского вокзала 3 млрд рублей и в начале 2000-х обанкротилась.
При этом еще лет пять федеральные и петербургские чиновники разбирались, кто должен выплачивать кредит, так как заем был оформлен ненадлежащим образом. А Счетная палата РФ так и не смогла выяснить, на какие цели были потрачены заемные и бюджетные средства. Никто из руководства РАО к ответственности привлечен не был.
Конкурент «Сапсану»
Правильно ли поступают РЖД, собираясь взять в партнеры по реализации проекта высокоскоростного движения именно Alstom? Отраслевые эксперты уверяют, что да. Во-первых, у монополии уже есть опыт сотрудничества с французами − они заполучили контракт на поставку поездов для участка Санкт-Петербург – Хельсинки, по которому к концу 2010 года станут курсировать четыре высокоскоростных поезда Pendolino (расстояние в 380 км они будут преодолевать за 3,5 часа).
Во-вторых же, как отмечает эксперт компании «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов, французские локомотивы и вагоны лучше японских по качеству, к тому же на 20−25% дешевле. Кроме того, поезда AGV от Alstom элементарно быстрее конкурентов. Последние, в отличие от своих предшественников TGV, имеют моторы под каждым вагоном, а не только в начале и хвосте состава, что позволило им поставить мировой рекорд скорости − 574,8 км/ч.
Первый контракт на поставку 25 поездов AGV общей стоимостью 1,5 млрд евро (то есть по 60 млн евро за поезд) был заключен с итальянским перевозчиком Nuovo Transporto Viaggiatori. Начало их эксплуатации запланировано на 2011 год. При этом, по мнению отраслевых экспертов, Россия вполне может стать одной из первых стран мира, где будут ходить самые быстрые поезда на планете.
«Не думаю, что строительство займет более трех-четырех лет, − полагает Александр Филимонов. − Это, конечно, при наличии упоминаемых Гапановичем 100 млрд рублей и политической воли. При этом надо учитывать, что деньги на прокладку трассы и покупку соответствующих поездов будут взяты из бюджета − частный бизнес вряд ли будет вкладывать в этот проект деньги по причине его колоссальной дороговизны».
Комментарии экспертов
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций
Следует отметить, что РЖД объявляют различные тендеры на различные направления. В какой-то степени это не совсем экономически выгодно. <a href="http://actualcomment.ru/news/9998.html" target="_blank"><b>Читать далее</b></a>
Одним из главных успехов российской экономики в 2025 году стало взятие разгоняющейся инфляции под контроль. Еще в начале года жесткая политика ЦБ по ставке – а регулятор довел ее до рекорда в 21% – казалась многим чересчур жесткой. Однако результат к концу года показал эффективность этой политики. Несмотря на это, инфляционные ожидания россиян растут. Что будет с ценами и ключевой ставкой в новом году?
Подробности
Минюст США опубликовал новую порцию рассекреченных документов по «делу Эпштейна». При этом то, что подчиненные Дональда Трампа пытались скрыть, внезапно стало общедоступным из-за технической ошибки. Все это грозит кончиться для Трампа плохо. А для России, скорее хорошо.
Подробности
Под конец года в состав ВМФ РФ принята новая подводная лодка – Б-587 «Великие Луки», корабль, который относится ко второй модификации проекта 677 «Лада». Проект рождался с большим трудом, но оно того стоило. Почему подводные лодки данного класса принципиально важны для будущего российского Военно-морского флота?
Подробности
Платить и каяться. Именно это отныне требуют бывшие колониальные территории Африки от своих бывших колонизаторов. Речь идет прежде всего об Алжире, который принял соответствующий закон, объявивший французскую колонизацию преступлением. Это может иметь последствия куда более масштабные, чем просто отношения между Парижем и Алжиром.
Подробности
В результате взрыва в Ставрополе погиб Заур Гурциев – ветеран СВО и руководитель воздушной части операции по освобождению Мариуполя. В момент взрыва рядом с ним находился еще один человек.
Следствие рассматривает несколько версий произошедшего, в том числе теракт. Эксперты допускают, что взрывное устройство мог принести второй погибший, которого втемную использовали украинские спецслужбы, а взрыв мог быть осуществлен дистанционно.
Подробности
Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.
Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что уходящий 2025 год может стать последним мирным годом для Европы, причем это связано не с Россией. Что он имеет в виду?
В новом массиве документов по «делу Эпштейна», опубликованных Минюстом США, много позорного, смешного и подозрительного. Этого хватит, чтобы через год с небольшим президенту Дональду Трампу объявили импичмент. Но для России от такого исхода дела будет польза.
Владимир Зеленский заявил, что часть так называемых гарантий безопасности, которые США предоставят Украине в обмен на прекращение конфликта, будут частично засекречены. Несмотря на это, понятно, о чем идет речь: Зеленского хотят обдурить.
В информационном поле зачастую встречаются переименованные Украиной названия населенных пунктов, расположенных на исторических территориях России. Как правильно их называть и писать? Официальные российские названия этих городов и сел – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Чем цифровой рубль, вводимый в России как еще одна форма национальной валюты, отличается от безналичного? А главное – в чем его преимущества? Об особенностях цифрового рубля – в инфографике газеты ВЗГЛЯД.
Ранее служившие в российских силовых структурах граждане России уже в статусе гражданских лиц имеют право стать резервистами Минобороны РФ. Какие задачи выполняют резервисты и при каких условиях – в инфографике газеты ВЗГЛЯД
Салат – неотъемлемая часть праздничного стола. Он становится центром притяжения, создает уютную атмосферу и объединяет застолье. Встречая 2026 год – год Лошади, сделайте акцент на удаче и процветании. Подкова – сильный символ счастья – станет идеальной формой для главного салата. Наша подборка закрывает все сценарии: от классических до легких ПП-вариантов и быстрых рецептов.
Вера Алентова – имя, ставшее символом целой эпохи в отечественном кинематографе. Народная артистка России, обладательница Государственной премии СССР, она навсегда вошла в историю благодаря невероятной эмоциональной глубине, с которой воплощала на экране судьбы своих героинь. Ее творческий путь – это более пятидесяти ролей в кино и десятилетия верного служения сцене Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. От пронзительных драм до искрометных комедий – каждая работа Алентовой является мастер-классом актерского перевоплощения. Вспоминаем лучшие фильмы с Верой Алентовой, которые составляют золотой фонд российского кино.
Чтобы получить богатый урожай с минимальными усилиями, опытные садоводы советуют согласовывать работы с природными циклами. Лунный посевной календарь на 2026 год – это ваш персональный гид по благоприятным дням для посадки, обрезки и ухода за растениями. В нем учтены фазы Луны и ее положение в знаках зодиака, что поможет повысить всхожесть семян, улучшить приживаемость рассады и в итоге собрать больше овощей, фруктов и ягод. Все, что нужно знать для планирования успешного сезона, в этом подробном руководстве.
Весьма неприятный подарок под Новый год преподнес Дональд Трамп главе киевского режима Владимиру Зеленскому: президент США потребовал провести на Украине президентские выборы. В Киеве до последнего времени отказывались проводить голосование, выдвигая для него неприемлемые условия – но на этот раз Зеленскому будет сложно отвертеться от выборов.
После коррупционного скандала и бегства приятеля Владимира Зеленского и совладельца его студии «95-й квартал» Тимура Миндича могут всплыть свидетельства о причастности самого Зеленского к масштабной коррупционной схеме, благодаря которой огромные суммы оседали в карманах ключевых украинских чиновников.
Украинская энергосистема погрузилась в хаос, по всей стране начались масштабные отключения электричества. Это стало результатом ударов ВС РФ по энергетической инфраструктуре Украины для осложнения работы украинского ВПК и военной логистики.
Цикл видеолекций и статей о ярких и спорных событиях отечественной истории, охватывающий период от Древней Руси до «мюнхенской речи». Рассказываем о героях эпохи с юмором и фактами.
Классический русский репортаж – победы и испытания, признанные герои и на первый взгляд незаметные труженики, обстоятельные и драматические очерки жизни в практически всех регионах России. Спецкор Юрий Васильев ведёт непрерывную хронику жизни нашей страны.
«Слово ветерана» – серия интервью, в которых ветераны СВО делятся личными историями о возвращении к мирной жизни. Их рассказы содержат как практические советы другим ветеранам, так и помогают понять глубину переживаний и трансформации личности бойцов, прошедших испытание войной.
Цикл статей и авторских колонок и графических материалов, посвященных теме защиты национальных интересов России и сохранения социокультурной идентичности в условиях внешнего давления.
В канун Нового года газета ВЗГЛЯД предложила читателям написать письма бойцам на фронт. Откликнулись люди разных возрастов из России, Белоруссии, Казахстана, Германии, Индии и др. Письма были опубликованы и отправлены бойцам в зону СВО.
Интернет-журнал vzdigest.com с адаптированными под англоязычную аудиторию аналитическим статьями и мнениями по проблемам международной политики, экономики, социальным и культурным вопросам. Цель проекта – преодоление языкового и культурного барьера в донесении российского взгляда на ключевые проблемы современности.
Известные политические и общественные деятели, а также обычные граждане России самых разных профессий – от учителей до спортсменов – отвечали на вопрос, зачем участвовать в голосовании на выборах президента 2024.