Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

9 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
8 апреля 2009, 13:22 • Экономика

Банки еще не знают о кризисе

Греф: кризис только начинается

Банки еще не знают о кризисе
@ РИА Новости

Tекст: Наталья Журавлева

Глава Сбербанка Герман Греф призывает российские власти быстрее определяться с решением проблемы «плохих» долгов, уверяя, что банковский кризис только начинается. По признанию Грефа, практически всю прибыль за последние два квартала Сбербанк «закачивает в резервы». И правильно делает. Ведь, как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, мировой кризис продлится около трех лет. Причем самым трудным будет нынешний год.

По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, проблему «плохих» долгов необходимо решать быстрее, иначе это может обернуться негативными последствиями. «Медленное принятие решений и ослабление регулятивных требований ведет к накоплению «плохих» долгов», – заявил глава крупнейшего российского банка на конференции в Высшей школе экономики в среду.

Заставлять банки давать деньги пресловутому реальному сектору нельзя

Пока эта проблема не будет решена, считает Греф, экономика не сможет перейти к росту.

По его мнению, банковский кризис в России еще только начинается, а осенью в России банковского кризиса как такового не было, поскольку банки не были втянуты в операции с производными финансовыми инструментами. «Банковский кризис в России сейчас в самом начале, и придет он из реального сектора экономики», – цитирует Грефа РИА «Новости».

Греф сообщил, что еще в сентябре 2008 года на заседании правительства РФ прогнозировал снижение ВВП в 2009 году на 4% и возможное падение в банковском секторе на 18,8%. «Тогда все над этим смеялись. Но сейчас очевидно, что это абсолютно реальные цифры, которые, видимо, будут реализованы», – заметил он.

К трудностям Сбербанк готовится заранее. По словам Грефа, практически всю прибыль за два предыдущих квартала банк направляет на формирование резервов. «Мы практически всю прибыль четвертого и первого квартала закачиваем в резервы», – сказал он.

По мнению Грефа, в условиях роста просроченной задолженности и связанных с ним рисков банки не должны наращивать свой кредитный портфель.

«Недавно началось абсолютное падение кредитного портфеля банковской системы, и пытаться его удержать в положительной шкале невозможно, как показывает опыт многих стран. Да это и не нужно, так как создает новые риски», – пояснил он.

По данным Грефа, темпы роста просроченной задолженности составляют порядка 20% ежемесячно и «месяц от месяца ускоряются».

На этом фоне вполне оправданным выглядит заявление помощника президента РФ Аркадия Дворковича. Он считает, что правительство не должно лишать банки возможности самостоятельного принятия решений по кредитованию реального сектора. Опасность состоит в том, что страна ввяжется в финансовый протекционизм, когда правительство будет указывать банкам, какие компании внутри страны кредитовать

«Эта тенденция опасна. Надо сохранить за банками самостоятельность в принятии решений. Самое рискованное – определять конкретных получателей средств», – подчеркнул Дворкович.

Началось абсолютное падение кредитного портфеля банковской системы, и пытаться его удержать в положительной шкале невозможно

«Заставлять банки давать деньги пресловутому реальному сектору, в том смысле пресловутому, что это не должно быть узким определением для исключительно производственных предприятий, нельзя», – пояснил Дворкович.

Он также заявил, что считает сохранение высоких процентных ставок оправданным.

«Пока сохраняются высочайшие риски вложения средств в любые активы, как в России, так и в других странах, снижение процентных ставок не обязательно приведет к росту кредитования», – сказал Дворкович. По его словам, высокие валютные ставки необходимы, чтобы снизить привлекательность вложений в валютные активы и повысить привлекательность вложений в рублевые активы, приводит слова Дворковича «Интерфакс».

Пока Россия не освободится от неэффективных элементов экономики, из кризиса выйти не удастся. По мнению Дворковича, подавляющая часть российской экономики настолько неэффективна, что не имеет шансов выжить в ближайшее десятилетие.

«Нужно создавать новые эффективные производства и технологии и кредитовать не старые неэффективные производства, что можно делать только в краткосрочном режиме, а давать деньги исключительно на создание новых эффективных ниш в экономике», – заявил он, передает ИТАР-ТАСС.

В противном случае, считает Дворкович, «мы проиграем» и шансов сохранить темпы экономического роста не будет.

А готовиться нужно к тяжелым временам. По мнению первого вице-премьер РФ Игоря Шувалова, мировой финансовый кризис продлится около трех лет. Об этом он заявил в среду на встрече с менеджерами российских и международных компаний в ходе круглого стола, организованного Московской школой управления «Сколково».

«Этот период продлится не один год, около трех лет», – сказал он, добавив, что именно в этот период Россия может провести необходимые структурные преобразования и не должна отказываться от реализации стратегических планов.

Комментарии экспертов

,
В очередной раз активизировались дискуссии на тему мирового экономического кризиса. Но если раньше эксперты обсуждали финансовые аспекты (банковские «токсичные активы», будущее доллара США и т.д.), то сейчас акцент делается на реальный сектор. Почему именно с промышленным производством связывают вторую волну кризиса? Дело в том, что по прогнозам аналитиков, 2009 год - год массового банкротства предприятий. Уже очевидно, что паралич кредитования, который случился в конце 2008 года и никак не пройдет вначале нынешнего года очень сильно ударил по оборотным средствам компаний. Те субъекты промышленного сектора, которые имели высокую долговую нагрузку, испытывают наибольшие проблемы – кассовые разрывы, дефолты по обязательствам (например, облигациям). Получается замкнутый круг: банки остановили кредитование и вынуждены резервировать государственные займы под проблемные ссуды, а это в свою очередь еще больше усиливает кредитный паралич и как следствие – количество просроченных кредитов.
..............