Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

18 комментариев
4 ноября 2009, 15:00 • Экономика

Михалков возрождает госзаказ

Михалков хочет возродить госзаказ на кино

Михалков возрождает госзаказ

Tекст: Анна Орехова

На правительственном совете по развитию отечественного кинематографа обсуждался новый механизм финансирования кино. Проводимые сегодня Министерством культуры тендеры предлагается заменить прямыми субсидиями продюсерским центрам. Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что от введения подобной схемы качество отечественного кинопродукта не улучшится, а независимым и авторским фильмам, которые и приносят славу российскому кинематографу, будет выживать еще сложнее, чем сегодня.

Целлулоидная реформа

В следующем году государство окажет поддержку кинематографу на сумму 4,9 млрд рублей. Об этом во вторник журналистам сообщил министр культуры РФ Александр Авдеев перед началом заседания правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

В России крупная компания – не синоним больших кассовых сборов и качества

«По сравнению с 2009 годом бюджет кинематографа вырастет на 55%. Бюджет на кино по линии государства составит 4,9 млрд рублей», – сказал министр. При этом велика вероятность, что изменится система финансирования отечественного кино и тендеры Министерства культуры будут заменены прямыми субсидиями крупнейшим продюсерским центрам.

Названия студий не озвучивались, но прозвучало примерное количество претендентов – от пяти до семи. На прямое субсидирование предлагается перевести все коммерческое кино, кроме арт-хауса и молодежного кинематографа. Последние оставят в ведении оставшегося фактически без денег Министерства культуры.

Причины изменений

По какой причине власти страны пошли на кардинальное изменение действующей ныне системы поддержки кино? «Сейчас Министерство культуры − это главный продюсер, но это нонсенс в условиях рыночной экономики. При такой системе нет механизма возврата бюджетных средств, которые государство выделяет на производство фильмов», − сказал газете ВЗГЛЯД источник, принимавший участие в заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии. В самом деле: в прошлом году из 101 картины, на которую были выделены госсредства, 52 вообще не вышли в прокат.

Таким образом, по словам источника, перед федеральным Фондом поддержки отечественного кинематографа (именно он станет распределять прямые субсидии) будут поставлены две основные задачи: осуществление возврата бюджетных средств и привлечение инвестиций. При этом руководство Фонда будет напрямую утверждаться правительством РФ (курировать это направление в правительстве поручено вице-премьеру Александру Жукову).

Предполагается, что при передаче средств через фонд с продюсерскими компаниями будут заключаться договоры на производство фильмов. В соответствии с показателями проката, а также в зависимости от успеха картины на фестивалях станет рассчитываться эффективность работы продюсерских компаний: в случае низкой эффективности они не получат средства на новые картины, сказал источник газеты ВЗГЛЯД. Он добавил, что госсредства между избранными продюсерскими компаниями на 2010 год планируется распределить поровну, а уже на следующий год − в зависимости от результатов их работы.

Возрождение госзаказа

Фактически изменение системы финансирования отечественного кинематографа означает возрождение госзаказа. Косвенно об этом сказал сам Владимир Путин, сообщив, что правительство «намерено оказывать помощь той продукции, которая направлена на формирование ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны». По словам премьера, государственное софинансирование таких лент составит не менее 2 млрд рублей ежегодно (таким образом, на «патриотические» фильмы пойдет не менее 40% от общего объема господдержки).

Впрочем, по словам Владимира Путина, господдержка киноиндустрии при этом должна соответствовать рыночным реалиям. «Мы можем помочь создать фильм. Но мы не можем заставить зрителя это смотреть, если он сделан неталантливо», – сказал Путин. «Хотя, конечно, можно говорить о том, что поддержка еще недостаточна. Никита Сергеевич (Михалков) позавчера всю плешь мне проел, говорил, сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок. Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Но не деньги порождают талант, а таланты порождают деньги», − добавил глава правительства.

Нужна работа на историю

По мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, замена тендеров на прямые субсидии продюсерским центрам хороша в теории, а на практике это выльется в то, что последние просто-напросто монополизируют государственные деньги без соответствующего увеличения качества кинопродукта.

«Вон, Михалков по итогам встречи с Путиным сказал, что деньги получат крупнейшие продюсерские компании, «которые все хорошо знают», – не скрывает эмоций источник газеты ВЗГЛЯД. – Не сомневаюсь, что его ТРИТЭ войдет в это число избранных. И на что же тогда будет выделяться господдержка? На «патриотические» фильмы вроде «Кода Апокалипсиса», который при бюджете около 15 млн долларов фильм смог собрать в прокате лишь около 8 млн?»

Согласен с коллегой и Алексей Герман-младший. «Почему эти 5–7 компаний, которым будет выделяться господдержка, обязательно должны быть крупными? – удивляется известный режиссер. – В России крупная компания – это не синоним больших кассовых сборов и качества. Существует много молодых компаний, которые работают не хуже. А если крупная компания производит «помойку»!? Если мы хотим, чтобы наше кино существовало, собирать вместе надо не только людей со связями».

По мнению эксперта, дорогое коммерческое кино на то и коммерческое, что его продюсеры должны искать инвесторов со стороны бизнеса, а господдержка должна иметь акцент на авторское кино. «Поддержка арт-хаусного кино – это работа на историю, – резюмирует Алексей Герман-младший. – Ведь современное российское кино весь мир знает в основном благодаря авторским фильмам».

..............