Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
4 июля 2008, 18:27 • Экономика

Переход на Евро-3 отложен

Еще два года до перехода на Евро-3

Переход на Евро-3 отложен
@ Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД

Tекст: Ольга Лопатникова

Россия не перейдет с нового года на производство моторного топлива стандарта Евро-3 и выше. Правительство страны отложила вступление в силу новых технических регламентов на два года. За это время отечественные НПЗ должны провести обновление оборудования и выстроить новую производственную политику. Пока же литр бензина в стране подорожал с начала года на 13-18%, а дизельное топливо – на 20%.

Правительство России на два года отложит вступление в силу технических регламентов на моторное топливо, которые обязывают производить бензин и дизтопливо не ниже стандарта Евро-3. Об этом заявил статс-секретарь заместителя министра финансов Сергей Шаталов во время правительственного часа в Совете Федерации РФ.

В странах Евросоюза цены на бензин и дизельное топливо очень высоки, от 1 до 2 евро за литр, так что оттуда вряд ли стоит ожидать увеличения импорта

«Анализ показал, что нефтеперерабатывающие заводы не готовы перейти на стандарты Евро-3, Евро-4, Евро-5 со следующего года. Поэтому правительство предполагает на 2 года отложить эти требования», – заявил Шаталов.

НПЗ пока не могут перейти на Евро-3, им еще предстоит ускоренная модернизация оборудования. Мало того, пока неясно, как регламентировать производство по евростандартам на маленьких заводах.

Шаталов пояснил также, что новые регламенты дифференцируют акцизы на моторное топливо с января 2009 года.

«С 2009 года увеличатся акцизы на прямогонный бензин», – добавил чиновник.

А с 2011 налоговая нагрузка на моторное топливо будет перераспределена: низкокачественный бензин будет облагаться более высокими налогами.

Сегодня в России производят топливо в основном стандарта Евро-2.

Кстати сказать, с 2009 года в российской столице топливо ниже стандарта Евро-3 все-таки будет запрещено к продаже. Такое решение приняли власти Москвы еще в 2004 году.

Сегодня же в Ашхабаде глава Минэнерго Сергей Шматко заявил о том, что ввозная пошлина на высокооктановый бензин, возможно, будет отменена. Об этом сообщает РИА «Новости».

Вопрос растущих цен на моторное топливо оказался, пожалуй, самым волнующим для представителей регионов в Совете Федерации, которые участвовали в 226 заседании Верхней палаты. Так, член СФ Валерий Федоров поинтересовался, каким образом Минфин борется с ростом цен на бензин.

Сергей Шаталов ответил, что правительство РФ еще три года назад приняло мораторий об индексации акцизов на топливо на 5 лет. То есть, по его мнению, подорожание моторного топлива не связано с налоговой политикой.

В то же время член Совета Федерации Виктор Пичугов уверен, что налоговая система, в частности НДПИ, все-таки влияет на конечную цену нефтепродуктов. Он пояснил, что отчисления в бюджет многих независимых нефтедобывающих компаний достигают 80% от прибыли. Для снижения внутрироссийской цены на нефтепродукты он предложил рассчитывать налог не по единой формуле, которая применяется и для экспортных нефтепродуктов, а ввести два расчета: внутренний и внешний.

Представитель Минфина ответил, что это невозможно. Система налогообложения нефтяного сектора изменилась с 2003 года. Переход к учету мировых цен был сделан для того, чтобы изъять сверхприбыль, которую зарабатывают нефтяники за счет конъюнктуры рынка, а не за счет собственных усилий.

«Таким образом, мы хотели изменить систему рентных налогов», – пояснил он.

По опасениям правительства, дифференциация налогов на добычу полезных ископаемых в зависимости от того, куда продают нефть, породит теневые схемы. Посредники станут покупать сырье якобы для внутреннего рынка, но, само собой, объем экспорта меньше не станет, и в итоге лишь упадет налогооблагаемая база.

«Нефтяные компании это понимают и жесткой позиции не занимают», – добавил Шаталов.

Комментируя вопрос о возможном изменении цен на ввозное топливо в связи с будущей отменой импортных пошлин, руководитель отдела анализа и прогнозирования информационно-аналитического агентства «Кортес» Алексей Груздев ответил ВЗГЛЯДу, что нужно учитывать, откуда поставляется бензин.

«Самый стабильный импорт моторного топлива в Россию идет в Ленинградскую область из Финляндии ввиду удобства логистики. Зато в странах Евросоюза цены на бензин и дизельное топливо очень высоки, от 1 до 2 евро за литр, так что оттуда вряд ли стоит ожидать увеличения импорта», – считает он.

Учитывая, что в России цена литра топлива достигла доллара, но вряд ли догонит европейские цены, вряд ли стоит огорчаться по этому поводу.

Однако решение об отмене ввозных пошлин назрело давно, поясняет эксперт. Действующая шкала была установлена при других ценах, но за последние полтора года нефть подорожала на 130–140%, и нефтяники, действительно, ориентируются на текущий уровень налогов и строят свои продажи в зависимости от экспортной ситуации и уровня НДПИ.

«Действующие принципы налоговой системы заставляют цены на нефтепродукты расти, и тем самым провоцируют инфляцию», – считает он.

А тем временем, по данным информационно-аналитического центра «Кортес», с января 2008 года бензин в России марки АИ-76 подорожал до начала июля на 18% – с 17,16 рубля до 20,34 рубля. Стоимость АИ-92 в июле выросла на 14%, с 20,64 до 23,59 рубля; АИ-95 – на 13% (с 22,11 рубля до 25,06 рубля) по сравнению с началом текущего года.

В то же время дизельное топливо поднялось выше всего – с 20,10 до 24,23 рубля, – на 20%.

Алексей Груздев связывает это, помимо прочего, с общемировой тенденцией, поскольку российские цены на моторное топливо имеют жесткую привязку к экспорту.

В Западной Европе, пояснил он, в начале года дизельное топливо и бензин стоили примерно одинаково, разница при покупке оптом составляла 1,5 доллара за тонну. Сейчас оптовая цена дизтоплива дороже на 80–90 долларов за тонну.

«Из-за того, что экспортная пошлина на бензин и дизельное топливо в России одинакова, отечественные нефтяники взвинчивают цены на моторное топливо», – пояснил аналитик.

Четких прогнозов, однако, он делать не берется.

«Дальнейшее изменение ситуации зависит от мировых тенденций, – сказал Алексей Груздев. – При этом есть некоторая вероятность их обвала, потому что цены подняты спекулятивно. Кроме того, розничные цены чутко реагируют на изменение в налогообложении. Если у нефтяных компаний появится существенная маржа, то цены на моторное топливо могут понизиться. Хотя, скорее всего, этого не позволит инфляция».

Пока в России предложение на рынке моторного топлива покрывает спрос. Однако, считают специалисты, при нынешних темпах роста автопарка и структуре выхода нефтепродуктов на российских НПЗ страна может в обозримом будущем столкнуться с дефицитом высокооктанового бензина.

..............