Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
24 апреля 2008, 19:17 • Экономика

Дерипаска опять победил

Дерипаска опять победил
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Шамиль Байбеков

Появляется холдинг стоимостью более 100 млрд долларов. Альтернативой было объединение Норникеля с компанией Алишера Усманова, но тогда новообразованная компания стоила бы примерно на 30 млрд долларов дешевле. Это, а еще то, что Усманову Норникель на самом деле и не был нужен, позволяло предполагать именно такой исход спора между бывшими компаньонами Михаилом Прохоровым и Владимиром Потаниным.

Подробности сделки пока не разглашаются. На вечер среды было известно лишь то, что за свои 25% плюс одну акцию Норникеля господин Прохоров получит 14% объединенной компании «РУСАЛ». Прежде был договор об 11%.

РУСАЛ сделал Прохорову предложение, от которого он не смог отказаться

«Эта сделка была ожидаема на протяжении нескольких месяцев. Хотя в последнее время ходили слухи, что Прохоров откажется от нее, заплатив штраф в 300 млн долларов. А потом перепродаст свой пакет акций Норникеля по более высокой цене Потанину с Усмановым, – комментирует газете ВЗГЛЯД событие Дмитрий Скворцов, аналитик Банка Москвы. – Видимо, РУСАЛ сделал Прохорову предложение, от которого он не смог отказаться. Например, предложив больше, чем тот рассчитывал. Насколько мне известно, изначально речь шла не о 14%, а об 11% акций «Русского алюминия».

По прежним договоренностям плюс к 11% РУСАЛа Прохоров должен был получить 5–6 млрд долларов. Может быть, эта сумма окажется несколько ниже как раз за счет большей доли акций. Известно же, что Дерипаске и Вексельбергу пришлось давать личные гарантии банкам, чтобы собрать деньги на покупку, в их компании даже приостановлены выплаты премиальных и повышение зарплат.

Изначально РУСАЛ предполагал выкупить у Прохорова 29% плюс одну акцию Норникеля. Эту сделку антимонопольный комитет одобрил в январе, она должна была состояться до 31 марта. Но была перенесена.

Дело в том, что владелец холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, который тоже контролирует блокпакет Норникеля (теперь более 30% с учетом выкупленных 8,1% акций у «КМ Инвест»), отказался дать разрешение на продажу 4% этой компании. Ими управлял фонд «КМ Инвест». Действия Потанина были понятны – он сам намеревался купить акции у Прохорова, который выставил их на продажу в 2007 году. Но Потанин не смог к весне найти, у кого занять необходимые 15,7 млрд долларов.

Тогда уже Дерипаска взял паузу, после чего согласился на выкуп у Прохорова уже не 29, а 25% акций. В СМИ стали появляться сведения, что Потанин купит Норникель вместе с владельцем Металлоинвеста Алишером Усмановым, но многие аналитики не верили, что Усманову действительно нужна эта сделка. Во всяком случае, купил компанию в итоге Дерипаска.

Теперь у Потанина остается около 30% акций Норникеля, но блокпакетом владеет Дерипаска, так что все переговоры о судьбе компании придется вести с ним. Судя по всему, пару недель назад Потанин и Прохоров согласовали нынешний вариант сделки, и потому «КМ Инвест» поделили мирно.

Теперь можно говорить о том, что завершен в целом развод Потанина и Прохорова, который начался вскоре после ареста Прохорова во Франции по подозрению в сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Потанин получает 8,1% акций Норникеля, нефтегазовые, девелоперские и медиа активы. Прохорову достаются деньги, фонд «Открытые инвестиции», страховая компания «Согласие» и доля в Росбанке.

Но вот вопрос о будущем Норникеля остается открытым.

Дмитрий Скворцов так прокомментировал газете ВЗГЛЯД варианты развития событий.

«От этой сделки для миноритарных держателей акций Норникеля в ближайшем будущем ничего не изменится: был один акционер, стал другой, и все. Покупка 25% акций не дает РУСАЛу право фактически управлять компанией. По ряду оценок Потанину и Усманову принадлежит от 30 до 35% акций Норникеля (с учетом акций «КМ Инвест»). То есть по-прежнему в компании осталось два стратегических акционера, каждый из которых хочет увеличить свой пакет акций до блокирующего. Я вижу три варианта развития событий. Во-первых, РУСАЛ захочет увеличить свой пакет акций до контрольного. Об этом Дерипаска сам не раз говорил. В то же время нельзя исключать, что Потанин с Усмановым также захотят взять «Норильский никель» под контроль. И третий вариант – появление на рынке новой компании, которая будет включать в себя «Норильский никель» и Металлоинвест. Тем более что Потанин очень не хочет видеть РУСАЛ стратегическим партнером «Норильского никеля», – говорит аналитик.