Игорь Мальцев Игорь Мальцев Почему хохлома важнее маркетинга

Наши современники – в общем-то, молодые люди – начали активно интересоваться народными художественными промыслами типа гжели и хохломы. Почему? Потому что Россия вдруг обратилась к самой себе. Происходит некоторая пересборка всего ценного для нашей души.

0 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Как США копают под Китай через Иран

Главным интересом Китая в Иране и одновременно главной угрозой для доминирования США был и остается китайский мегапроект по переустройству мира «Один пояс – один путь». В котором Иран занимает одно из центральных мест.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русские возвращаются сами к себе

На концертах Надежды Кадышевой толпы молодых людей, на улицах все чаще – мужчины в косоворотках и женщины в стилизованных кокошниках, в любом приличном ресторане – обязательные русские блюда, о туризме и говорить нечего – россияне потянулись в свою собственную страну, в ее глубинку и ее суть.

39 комментариев
31 июля 2007, 19:36 • Экономика

Центробанк не видит долгов

Россияне не возвращают кредиты

Центробанк не видит долгов
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Геращенко

Объем просроченной задолженности по потребительским кредитам в России достигает 6–7%, утверждают участники рынка. По данным Центробанка, процент невозврата в два раза ниже – 3,3%. Расхождение в оценках связано с распространением практики продажи «плохих долгов» коллекторским агентствам.

На долю просроченной задолженности приходится 6–7% от общего объема выданных потребительских кредитов. Такие данные приводит долговое агентство «Пристав».

Реальные показатели просроченной задолженности в несколько раз выше тех, которые называет ЦБ

Показатели агентства в два раза выше, чем те, которые публикует Центробанк. В мае текущего года ЦБ сообщал, что объем выданных кредитов составил 91,7 млрд долларов, объем просроченной задолженности – 2,8 млрд долларов, или 3,3%.

«Вызвано это прежде всего тем, что ряд банков прибегает к такому инструменту, как продажа активов. Эта услуга становится все более привлекательной для банков, и мы ожидаем, что через год-два это войдет в обычную практику по управлению кредитным портфелем», – говорится в официальном сообщении «Пристава».

То есть реальные показатели просроченной задолженности в несколько раз выше тех, которые называет ЦБ, в частности из-за того, что банки практикуют продажу «плохих» кредитов.

Если кредит покупает коллекторское агентство, он списывается с баланса банка. А ЦБ при подсчете данных ориентируется на официальную отчетность.

Таким образом, часть долгов ЦБ не учитывает в официальной статистике.

«Тенденция продажи долгов сейчас становится все более популярной. Это улучшает отчетность банков», – подтверждает региональный менеджер компании CRIF Наталья Щелованова.

Но по ее словам, объем просроченной задолженности в 7% – чересчур высокий показатель даже с учетом этих поправок.

«Это могут быть неофициальные данные, едва ли сумма убытков могла так резко вырасти с момента публикации данных ЦБ», – считает госпожа Щелованова.

Один из участников рынка пояснил, что «незаметными» для ЦБ долги остаются в отчетности только тех банков, которые считают по российским стандартам. «По МСФО они должны оставаться на балансе банка», – рассказал эксперт.

В Европе агрегированных данных по выданным кредитам нет – каждая страна считает отдельно.

В Италии, где ситуация соответствует тенденциям в Западной Европе в целом, по данным на конец 2006 года объем просроченной задолженности сроком до 90 дней составлял 1,6%, от 90 до 180 дней – 0,9%, а свыше 180 дней оплату задерживают по 3,3%.

В России, по прогнозам экспертов «Пристава», объем просроченных кредитов будет расти. Так, в европейских странах отношение выданных населению кредитов к ВВП составляет от 65 до 80%, в России – едва 15%.

К концу года объем просроченной задолженности вырастет до 6–7,5 млрд долларов при объеме кредитования 120 млрд долларов. В целом в «Приставе» уверены, что ежегодно просроченная задолженность будет расти на 30–40%.

Генеральный директор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников рассказал, что, по официальным данным ЦБ, в России сейчас приемлемый уровень просроченной задолженности. «3,3%, о которых говорится в данных ЦБ, – это нормально.

Предел по этому показателю – порядка 15%», – уверен он. Михаил Матовников говорит, что «не склонен доверять экспертным оценкам».