Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
1 октября 2007, 19:13 • Экономика

Норвегия родила гиганта

Норвегия родила гиганта
@ the-eic.com

Tекст: Георгий Воронков

В Норвегии завершено слияние двух ведущих нефтегазовых игроков – Statoil и Hydro. Объединенная компания с капитализацией 107,1 млрд долларов станет крупнейшим в мире оператором шельфовых месторождений. Отраслевые эксперты считают, что целью создания нового игрока является стремление норвежских компаний наращивать добычу углеводородов за рубежом, в частности вхождение в Штокмановский проект и освоение Арктики.

В понедельник завершился процесс слияния двух крупнейших норвежских нефтегазовых компаний Statoil и Hydro, начатый в декабре 2006 года.

Истощение запасов Северного моря неизбежно подвинет Норвегию с главенствующих позиций, поэтому она продолжает зарубежную экспансию

Новая компания, капитализация которой составляет 107,1 млрд долларов, станет крупнейшим в мире разработчиком шельфовых месторождений. StatoilHydro объединит под своим контролем подтвержденные запасы нефти и газа в размере 6,3 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте.

Ежедневная добыча норвежского гиганта составит 1,9 млн баррелей углеводородов в нефтяном эквиваленте (при этом 70% из них норвежского производства).

В объединенной компании держателям ценных бумаг Hydro будет принадлежать 32,7%, акционерам Statoil – 67,3%. Правительство Норвегии, в распоряжении которого находилось 70,9% акций Statoil и 43,8% Hydro, в результате сделки получит 62,5% акций компании.

Норвежские власти ранее озвучивали свое стремление довести свой пакет в StatoilHydro до 67%. Как и сообщали представители компаний, после слияния Hydro продолжит самостоятельную выработку алюминия и производство электроэнергии.

В пресс-службе StatoilHydro газете ВЗГЛЯД сообщили, что компанию возглавит нынешний президент Statoil Хельге Лунд, а председателем совета директоров станет президент Hydro Эйвинд Рейтен.

Отраслевые эксперты считают, что объединение компаний нужно, чтобы усилить позиции Норвегии на внешних рынках. Государство является одним из основных поставщиков углеводородов в страны Европы (около 10% своих газовых потребностей регион удовлетворяет за счет этой страны. – Ред.).

Истощение запасов Северного моря неизбежно подвинет Норвегию с главенствующих позиций, поэтому она продолжает зарубежную экспансию.

Консолидация активов позволит StatoilHydro эксплуатировать по всему миру порядка 430 скважин с подводным закачиванием. Крупнейшие промыслы находятся в Северном море – месторождения Sleipner и Troll, которые связаны посредством трубопроводов с европейскими потребителями в Германии, Франции, Великобритании и Бельгии.

Hydro также готовит к вводу в эксплуатацию газовое месторождение Ormen Lange в Норвежском море – второе по величине на континентальном шельфе страны (извлекаемые запасы оцениваются почти в 400 млрд куб. м).

Это совместный с Statoil проект, ей принадлежит 10,8%, Hydro – 18,1%. Кроме них, в Ormen Lange участвуют еще четыре компании: норвежская нефтяная госкомпания Petoro (36,5%), Shell (17%), датская Dong Energy (10,3%) и ExxonMobil (7,2%).

Начало добычи на этом месторождении (на нем собираются добывать около 20 млрд кубометров газа в год) планируют запустить в октябре текущего года.

Углеводороды с Ormen Lange после переработки будут переправлять в Великобританию по самому длинному в мире подводному трубопроводу, оператором строительства которого выступает Hydro, а одним из ее партнеров – Statoil.

Этот газопровод, совместный проект норвежских компаний, является самым масштабным в истории страны. Затраты на его строительство составляют около 9,7 млрд долларов, пропускная способность – 20 млрд кубометров в год.

По мнению отраслевых экспертов, объединенная компания будет стремиться нарастить запасы за счет зарубежных активов.

На текущий момент Statoil присутствует на рынках 33 стран, в 16 из них участвует в разведочных проектах или проектах, связанных с добычей (преимущественно нефти).

Согласно итогам прошлого года основной объем зарубежного производства норвежского игрока приходился на проекты на шельфах Анголы, Венесуэлы и Азербайджана.

Газовые планы Statoil аффилированы прежде всего с участием компании в освоении иранской части офшорного месторождения Южный Парс.

Зарубежные активы Hydro представлены в 10 странах, основные активы сосредоточены в Канаде и Мексиканском заливе.

В этой акватории в конце 2005 года компания приобрела нефтегазового игрока Spinnaker Exploration Company, общие прогнозные ресурсы которого в этом регионе оценивались в 129 млн баррелей нефтяного эквивалента.

Из российских активов в объединенную компанию войдут 7 АЗС в Мурманской области, 40% в Харьягинском соглашении о разделе продукции и центр «Интершельф» для подрядчиков и поставщиков, направленных на работу на шельфе.

Эксперт Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова считает, что норвежские концерны Statoil и Hydro объединились, исходя из необходимости упрочить позиции Норвегии на международной арене в топливно-энергетическом секторе.

«Слияние отражает тенденции в мировой энергетике, которые связаны с укрупнением компаний, – рассуждает аналитик. – Ведь чем крупнее организация, тем проще ей сохранять конкурентоспособность на мировом энергетическом рынке».

По словам эксперта, основным приоритетом StatoilHydro за рубежом является участие в Штокмановском проекте.

«Норвежская объединенная нефтегазовая компания, сформированная на базе нефтегазовых активов Statoil и Norsk Hydro, имеет все шансы войти в Штокмановский проект, – считает госпожа Овсянникова. – Каждый из концернов обладает уникальным опытом ведения подводной добычи газа и добычи в условиях глубоководного шельфа северных морей».

Таким образом, консолидация усилий этих компаний, в том числе и на технологическом уровне, по прогнозам аналитика, повышает вероятность их вхождения в данный проект.

«После объединения двух крупнейших нефтяных норвежских операторов, специализирующихся на шельфовых проектах, – Statoil ASA и Norsk Hydro ASA – у Норвегии открывается прекрасная возможность вплотную приступить к труднореализуемым проектам на шельфе Арктики, – продолжает тему аналитик «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. – Та область шельфа, которую можно отнести к территории экономических интересов Норвегии и на которую она может реально претендовать, оценивается в 1,7–2% мировых запасов, то есть в 2,3–2,75 млрд тонн нефтяного эквивалента».

Благодаря слиянию гигант сможет мобилизовать необходимые ресурсы для проведения геологоразведочных изысканий и записать в случае успеха на свой баланс лучшие месторождения своего территориального сектора.

«По показателям разработки шельфовых месторождений StatoilHydro сейчас стала крупнейшей компанией этого направления, – отмечает он. – Следовательно, в ее распоряжении все необходимое для начала промышленного освоения Арктики».