Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевНорвегия родила гиганта
В Норвегии завершено слияние двух ведущих нефтегазовых игроков – Statoil и Hydro. Объединенная компания с капитализацией 107,1 млрд долларов станет крупнейшим в мире оператором шельфовых месторождений. Отраслевые эксперты считают, что целью создания нового игрока является стремление норвежских компаний наращивать добычу углеводородов за рубежом, в частности вхождение в Штокмановский проект и освоение Арктики.
В понедельник завершился процесс слияния двух крупнейших норвежских нефтегазовых компаний Statoil и Hydro, начатый в декабре 2006 года.
Истощение запасов Северного моря неизбежно подвинет Норвегию с главенствующих позиций, поэтому она продолжает зарубежную экспансию
Новая компания, капитализация которой составляет 107,1 млрд долларов, станет крупнейшим в мире разработчиком шельфовых месторождений. StatoilHydro объединит под своим контролем подтвержденные запасы нефти и газа в размере 6,3 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте.
Ежедневная добыча норвежского гиганта составит 1,9 млн баррелей углеводородов в нефтяном эквиваленте (при этом 70% из них норвежского производства).
В объединенной компании держателям ценных бумаг Hydro будет принадлежать 32,7%, акционерам Statoil – 67,3%. Правительство Норвегии, в распоряжении которого находилось 70,9% акций Statoil и 43,8% Hydro, в результате сделки получит 62,5% акций компании.
Норвежские власти ранее озвучивали свое стремление довести свой пакет в StatoilHydro до 67%. Как и сообщали представители компаний, после слияния Hydro продолжит самостоятельную выработку алюминия и производство электроэнергии.
В пресс-службе StatoilHydro газете ВЗГЛЯД сообщили, что компанию возглавит нынешний президент Statoil Хельге Лунд, а председателем совета директоров станет президент Hydro Эйвинд Рейтен.
Отраслевые эксперты считают, что объединение компаний нужно, чтобы усилить позиции Норвегии на внешних рынках. Государство является одним из основных поставщиков углеводородов в страны Европы (около 10% своих газовых потребностей регион удовлетворяет за счет этой страны. – Ред.).
Истощение запасов Северного моря неизбежно подвинет Норвегию с главенствующих позиций, поэтому она продолжает зарубежную экспансию.
Консолидация активов позволит StatoilHydro эксплуатировать по всему миру порядка 430 скважин с подводным закачиванием. Крупнейшие промыслы находятся в Северном море – месторождения Sleipner и Troll, которые связаны посредством трубопроводов с европейскими потребителями в Германии, Франции, Великобритании и Бельгии.
Hydro также готовит к вводу в эксплуатацию газовое месторождение Ormen Lange в Норвежском море – второе по величине на континентальном шельфе страны (извлекаемые запасы оцениваются почти в 400 млрд куб. м).
Это совместный с Statoil проект, ей принадлежит 10,8%, Hydro – 18,1%. Кроме них, в Ormen Lange участвуют еще четыре компании: норвежская нефтяная госкомпания Petoro (36,5%), Shell (17%), датская Dong Energy (10,3%) и ExxonMobil (7,2%).
Начало добычи на этом месторождении (на нем собираются добывать около 20 млрд кубометров газа в год) планируют запустить в октябре текущего года.
- Нефть взяла верх
- Борис Кагарлицкий: Будущее энергетической сверхдержавы
- Золотое дно
- Нефти осталось на 43 года
- Нефть остановится в развитии
- ОПЕК сокращает добычу
Углеводороды с Ormen Lange после переработки будут переправлять в Великобританию по самому длинному в мире подводному трубопроводу, оператором строительства которого выступает Hydro, а одним из ее партнеров – Statoil.
Этот газопровод, совместный проект норвежских компаний, является самым масштабным в истории страны. Затраты на его строительство составляют около 9,7 млрд долларов, пропускная способность – 20 млрд кубометров в год.
По мнению отраслевых экспертов, объединенная компания будет стремиться нарастить запасы за счет зарубежных активов.
На текущий момент Statoil присутствует на рынках 33 стран, в 16 из них участвует в разведочных проектах или проектах, связанных с добычей (преимущественно нефти).
Согласно итогам прошлого года основной объем зарубежного производства норвежского игрока приходился на проекты на шельфах Анголы, Венесуэлы и Азербайджана.
Газовые планы Statoil аффилированы прежде всего с участием компании в освоении иранской части офшорного месторождения Южный Парс.
Зарубежные активы Hydro представлены в 10 странах, основные активы сосредоточены в Канаде и Мексиканском заливе.
В этой акватории в конце 2005 года компания приобрела нефтегазового игрока Spinnaker Exploration Company, общие прогнозные ресурсы которого в этом регионе оценивались в 129 млн баррелей нефтяного эквивалента.
Из российских активов в объединенную компанию войдут 7 АЗС в Мурманской области, 40% в Харьягинском соглашении о разделе продукции и центр «Интершельф» для подрядчиков и поставщиков, направленных на работу на шельфе.
Эксперт Института проблем естественных монополий Наталья Овсянникова считает, что норвежские концерны Statoil и Hydro объединились, исходя из необходимости упрочить позиции Норвегии на международной арене в топливно-энергетическом секторе.
«Слияние отражает тенденции в мировой энергетике, которые связаны с укрупнением компаний, – рассуждает аналитик. – Ведь чем крупнее организация, тем проще ей сохранять конкурентоспособность на мировом энергетическом рынке».
По словам эксперта, основным приоритетом StatoilHydro за рубежом является участие в Штокмановском проекте.
«Норвежская объединенная нефтегазовая компания, сформированная на базе нефтегазовых активов Statoil и Norsk Hydro, имеет все шансы войти в Штокмановский проект, – считает госпожа Овсянникова. – Каждый из концернов обладает уникальным опытом ведения подводной добычи газа и добычи в условиях глубоководного шельфа северных морей».
Таким образом, консолидация усилий этих компаний, в том числе и на технологическом уровне, по прогнозам аналитика, повышает вероятность их вхождения в данный проект.
«После объединения двух крупнейших нефтяных норвежских операторов, специализирующихся на шельфовых проектах, – Statoil ASA и Norsk Hydro ASA – у Норвегии открывается прекрасная возможность вплотную приступить к труднореализуемым проектам на шельфе Арктики, – продолжает тему аналитик «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. – Та область шельфа, которую можно отнести к территории экономических интересов Норвегии и на которую она может реально претендовать, оценивается в 1,7–2% мировых запасов, то есть в 2,3–2,75 млрд тонн нефтяного эквивалента».
Благодаря слиянию гигант сможет мобилизовать необходимые ресурсы для проведения геологоразведочных изысканий и записать в случае успеха на свой баланс лучшие месторождения своего территориального сектора.
«По показателям разработки шельфовых месторождений StatoilHydro сейчас стала крупнейшей компанией этого направления, – отмечает он. – Следовательно, в ее распоряжении все необходимое для начала промышленного освоения Арктики».