Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

5 комментариев
2 июля 2006, 19:36 • Экономика

De Beers призвали к ответу

De Beers призвали к ответу

Tекст: Дмитрий Скворцов

Мировые торговцы бриллиантами потребовали от лидера алмазодобывающей промышленности De Beers снизить цены на неограненные алмазы. В краткосрочной перспективе вероятность снижения цен есть. Однако, по мнению российских ювелиров, этого допустить категорически нельзя, так как такого рода меры подрывают основу алмазного рынка.

Последние несколько лет ведущие мировые торговцы бриллиантами находятся в кризисе из-за планомерного снижения темпов роста продаж. В прошлом году мировые продажи ювелирных изделий с бриллиантами увеличились лишь на 6–7% против 10% в 2004 году.

30% роста

У ряда производителей накапливаются избыточные стоки бриллиантов, исчерпаны банковские кредитные линии

На 32-м Всемирном алмазном конгрессе Федерации алмазных бирж и Ассоциации производителей бриллиантов в Тель-Авиве они потребовали от самого крупного поставщика алмазов – компании De Beers – снизить цену на необработанные алмазы.

На долю De Beers приходится три пятых всех добытых в мире алмазов. Чистая прибыль De Beers в 2005 году выросла на 11% и составила 554 млн. долларов, а объем продаж вырос на 13% и составил 7,96 млрд. долларов. В этом южноафриканской компании помог рост спроса в США, Китае и Индии. 45% акций De Beers владеет горнодобывающая корпорация Anglo American, 40% – семья Оппенгеймер, 15% – правительство Ботсваны.

При этом бороться с издержками с помощью снижения цен европейские торговцы уже пытались. Тогда это было сделано с помощью второй по величине алмазодобывающей компании в мире – российской «АЛРОСА». С момента основания в 1957 году компания «Якуталмаз», предшественница АЛРОСА, продавала практически все алмазы De Beers, так как у советского предприятия не было сбытовой сети за рубежом.

Но в 2000 году Еврокомиссия предписала De Beers демонополизировать рынок. В 2001 году АЛРОСА и De Beers подписали соглашение сроком на пять лет о продаже алмазов АЛРОСА De Beers в объеме, не превышающем 800 млн. долларов в год.

Тогда экономисты надеялись, что цены на алмазы тут же пойдут вниз. Однако цены продолжили расти. Как сообщает Rapaport Research, с 2003 года цены увеличились на 30%. Россия, Канада и Австралия не смогли полностью удовлетворить мировой спрос на алмазы.

В ответ Еврокомиссия решила еще более ужесточить правила игры для De Beers. 22 февраля она предписала компании начиная с 2006 года постепенно снижать объемы закупок необработанных алмазов у АЛРОСА, а с 2009 года полностью их прекратить. В 2006 году объем закупок составит 600 млн. долларов, в 2007 году – 500 млн. долларов, а в 2008-м – 400 млн. долларов.

В 2009 году весь объем поставок необработанных алмазов АЛРОСА поступит на открытый рынок, предполагают члены Еврокомиссии. В 2005 году объем реализации алмазов АЛРОСА, добываемых в России, составил 2,86 млрд. долларов. Если учитывать алмазы, добываемые АЛРОСА в Африке, то можно сказать, что объем реализации составил 3,1 млрд. долларов.

10 мая АЛРОСА и De Beers подписали в Вене Меморандум об организации поставок необработанных ювелирных алмазов на 2006–2008 годы. Но мировым торговцам бриллиантами, видимо, и этого показалось недостаточно. Они решили ускорить ожидаемое удешевление, на международном конгрессе потребовав от De Beers снизить цены на сырье.

Бриллианты – не тот товар

Президент АЛРОСА Александр Ничипорук (фото ИТАР-ТАСС)
Президент АЛРОСА Александр Ничипорук (фото ИТАР-ТАСС)

АЛРОСА в этом процессе все равно отводится весьма значимая роль. Президенту АЛРОСА Александру Ничипоруку даже вручили награду Израильской ассоциации алмазной промышленности в номинации «За вклад в развитие отрасли». Кроме того, участники конгресса заявили, что многие израильские предприниматели с нетерпением ждут открытия офиса АЛРОСА по продаже необработанных алмазов на Тель-Авивской алмазной бирже.

По данным вице-президента крупнейшей российской алмазодобывающей компании Владимира Калитина, АЛРОСА увеличила свою долю на мировом алмазном рынке с 18 до 25%, продав в прошлом году на одной из ведущих в мире алмазных бирж – Антверпенской – драгоценных камней на 320 млн. долларов. В 2007 году будут использованы все возможности для увеличения объемов реализации российских алмазов, добавил Ничипорук.

Между тем сам Александр Ничипорук в своем выступлении на конгрессе заявил, что на рынке в настоящее время наблюдается избыток предложения алмазов. «Ситуация на алмазном рынке непростая, – цитирует Ничипорука «Интерфакс». – У ряда производителей накапливаются избыточные стоки бриллиантов, исчерпаны банковские кредитные линии. Несколько сократился спрос на сырые алмазы».

«Мы оцениваем это избыточное предложение от 500 млн. долларов до 700 млн. долларов», – отметил президент российской алмазодобывающей компании. Так что вероятность снижения цен на алмазы и без директивных мер хоть и слабая, но все-таки есть, считают некоторые европейские эксперты.

Однако генеральный директор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич считает, что понижать цены на алмазы не только бессмысленно, но и опасно. «Бриллианты – это не тот товар, на который цены могут прыгать, как на хлеб, молоко, масло или бензин, то вверх, то вниз, – возмутился ювелир. – Бриллианты – это товар драгоценный, произведение искусства, цены на него должны расти всегда, хоть медленно, хоть почти незаметно, но расти».

«Если европейцев не устраивает уровень спроса, пусть позаботятся о том, чтобы предложить своим клиентам более широкий ассортимент продукции, – считает российский специалист. – Их желание переложить все трудности на других понятно. Однако и им необходимо привыкать к новым условиям на рынке».

«Китай перестал пускать их продукцию на свой рынок, Индия также развивает собственную ювелирную промышленность, – пояснил газете ВЗГЛЯД Валерий Радашевич. – В этом их основные трудности. Раньше они были монополистами, теперь им, как и De Beers, придется шевелиться. В России всегда был небольшой рынок высококачественных бриллиантов, поэтому мы старались предложить своим клиентам либо камни меньшего размера, либо худших характеристик, по этому же пути следует идти и европейскому ювелирному рынку».

Такое же мнение и у президента российской алмазодобывающей компании. «На наш взгляд, избыток предложения сырых алмазов существует лишь в краткосрочном плане, – подытожил свое выступление на международном конгрессе Александр Ничипорук. – Мы с этим легко справимся. Ряд наших постоянных клиентов обратились с просьбой не приобретать в полном объеме лоты, предлагаемые им в соответствии с подписанными договорами. В целом продажи бриллиантов и изделий с бриллиантами осуществляются нормально, рынок ювелирных изделий стабилен».

..............