Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

12 комментариев
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Попытки США поменять режим в других странах почти всегда плохо заканчиваются

Похищение президента Венесуэлы Николаса Мадуро и его жены кажется чем-то неслыханным, но на самом деле это возврат к старым и недобрым традициям американского интервенционизма.

6 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Живые елки против пластмассового мира

Новогодняя живая елка на наших глазах превратилась в «ламповый» символ прошлого. Вместо этого зеленая повестка и псевдоответственность за экологию и прочая пропаганда навязывает нам пластмассовые симулякры праздника. И это только полбеды.

20 комментариев
6 октября 2006, 12:02 • Экономика

Сергей Федоров: Монополия на рынке сырья

Сергей Федоров: Рынок сырья монополизирован

Сергей Федоров: Монополия на рынке сырья

Tекст: Василий Печко

Химическая отрасль в России – отрасль с многомиллиардными оборотами. Основной объем производства составляет выпуск удобрений. Доминирующее положение на рынке апатитового концентрата занимает ОАО «Апатит», входящее в холдинг «Фосагро», который производит более 80% российского сырья. В эти дни в Мурманской области идет конкурс на освоение двух новых апатит-нефелиновых месторождений в Хибинах, в котором участвуют три компании: «Апатит», «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК) и «Газ-Ойл». С руководителем компании СЗФК Сергеем Федоровым, доктором экономических наук, беседует обозреватель газеты ВЗГЛЯД.

- Какова нынешняя ситуация на рынке фосфорных минеральных удобрений и что, с вашей точки зрения, даст государству и российской экономике демонополизация рынка, за которую вы активно выступаете?

Наличие больших запасов руды позволяло так вольно распоряжаться недрами на протяжении семи десятков лет

- Сегодня рынок сырья для производства фосфорных удобрений фактически монополизирован, так как лицензиями на разработку фосфатных месторождений обладают всего лишь две компании – «Апатит» и «Еврохим». В Хибинах, где сосредоточены апатит-нефелиновые руды, открыто 10 месторождений, по двум из них как раз сейчас проводится конкурс на получение права пользования недрами, а 6 разрабатывает ОАО «Апатит», который производит более 80% апатитового концентрата. Пользуясь ситуацией, «Апатит» после обеспечения сырьем заводов, входящих в холдинг «Фосагро», поставляет свою продукцию потребителям по завышенным ценам, что, в свою очередь, сказывается на росте цен на удобрения.

В свое время, работая генеральным директором ЗАО «Фосагро АГ», я пытался убедить акционеров «Апатита» изменить взаимоотношения с потребителями. Ведь производитель сырья и его переработчик заинтересованы друг в друге. Поэтому я предлагал строить отношения на долгосрочной основе, разработать формулу цены на апатитовый концентрат и заключать договор на 5 лет. Но проект остался на бумаге. Понимая, что одному «Апатиту» трудно развивать рудно-сырьевую базу, чтобы обеспечить полностью всех потребителей апатитовым концентратом, я предлагал переработчикам внести свой вклад в ее развитие, взять на себя отработку новых месторождений. Говорилось об этом с высоких трибун и представителями ОАО «Апатит». И вот теперь я сам пытаюсь реализовать свое предложение. Для монополиста же увеличивать добычу руды нет резона, поскольку необходимы дополнительные вложения в строительство рудно-сырьевых мощностей. Во времена Советского Союза «Апатит» выпускал около 20 млн. тонн концентрата, сейчас – 8,5 млн. Предприятия по переработке были рассчитаны на соответствующий объем сырья. Где сейчас эти предприятия? Одни загружены на половину мощности, другие еще ниже, а некоторые просто закрыты. На полную мощность или чуть ниже работают всего 6-7 заводов.

Сегодня вся огромная Россия вносит в землю столько же минеральных удобрений, сколько Белоруссия, площадь сельхозугодий которой меньше в 40 раз. Это объясняется вовсе не «нелюбовью» наших землепашцев к своей земле, они прекрасно знают формулу повышения урожайности, она проста: азот, фосфор, калий. Но сегодня большинство отечественных сельхозпредприятий не может воспользоваться этим эффективным рецептом, потому что очень дорого. За последние три года отпускная цена на фосфорные удобрения выросла почти вдвое, что большинству сельхозпроизводителей просто не по карману.

Ситуация осложнена еще и тем, что запасы руд на отрабатываемых месторождениях истощаются, ухудшаются условия добычи, снижается качество руды, объема апатитового концентрата не достаточно для удовлетворения растущего спроса.

Ситуацию необходимо срочно менять. Поэтому наша компания, основным учредителем которой выступил холдинг «Акрон», принимает участие в конкурсе на разработку двух хибинских месторождений – Олений Ручей и Партомчорр. Наша задача – предложить предприятиям-переработчикам, не имеющим собственной сырьевой базы, апатитовый концентрат по конкурентной цене.

- Как вы считаете, конкурсное предложение СЗФК отличается от предложений конкурентов, и если да, то в чем заключаются эти отличия?
- Отличий много, но одно из них самое значительное. Я имею в виду ситуацию с месторождением Партомчорр. Но после того как конкурсная комиссия 29 сентября вскрыла конверты с предложениями, поступившими от участников конкурса, выяснилось, что программу по разработке Оленьего Ручья предоставили все, а по Партомчорру – только СЗФК. Хотя первоначально заявки подали все три претендента на оба месторождения, заведомо зная, что руды Партомчорра значительно беднее по содержанию фосфора и его отработка менее экономически эффективна. «Апатит» остался верен себе – брать только лучшее. Наличие больших запасов руды позволяло так вольно распоряжаться недрами на протяжении семи десятков лет, но сейчас ситуация изменилась, а вот психология осталась прежней. Однако мы остаемся последовательными в своих целях и планируем построить в интересах бизнеса и государства современный горно-обогатительный комбинат на базе двух месторождений.

Что касается других отличий, то это как раз и должна определить конкурсная комиссия, выбрав лучшее предложение с точки зрения соответствия поставленным задачам. В наших предложениях есть глубокая переработка сырья и серьезная работа по обеспечению экологической безопасности. Мы намерены расширить сферу применения хибинского сырья и работаем над его более рациональным и комплексным использованием. В первую очередь речь идет о нефелиновом концентрате, который в настоящее время лишь частично используется для переработки на глинозем, который впоследствии перерабатывается на алюминий, а также для производства соды, поташа и цемента. Выполнение совместно с ОАО «Акрон» и Институтом химии Кольского научного центра РАН комплекса научно-исследовательских работ по азотнокислотно-аммиачной переработке нефелина и строительство опытно-промышленной установки позволят увеличить объемы переработки нефелинового концентрата. Строительство опытно-промышленного цеха для отработки промышленной технологии переработки хвостов нефелиновой флотации позволит получить дополнительные концентраты – эгириновый, сфеновый и титаномагнетитовый. Среди стран СНГ на долю России приходится 99,8 % всех разведанных запасов редкоземельных металлов, 60% которых заключены в хибинских апатит-нефелиновых рудах. При правильном подходе к организации производства можно было бы весь мир обеспечить редкоземельной продукцией без особых затрат. Создание совместно с ОАО «Акрон» и ВНИИХТ производства по извлечению редкоземельных элементов при переработке апатитового концентрата на химических предприятиях позволит повысить степень использования апатит-нефелиновых руд. Применение в технологической схеме обогащения операций сгущения хвостов с последующим их складированием «полусухим методом» обеспечит полное оборотное водоснабжением производства и исключит загрязнение прилегающего к промплощадке водного бассейна. Отдельно можно сказать о развитии социальной инфраструктуры. Все это подробно описано в наших конкурсных предложениях.

Многое, конечно, было и есть на «Апатите», где работают прекрасные специалисты, но комплексное использование хибинского сырья никогда не интересовало акционеров.

- Что даст приход нового игрока на рынок апатит-нефелинового сырья для предприятий – участников рынка и непосредственно для Мурманской области?

- Я повторюсь, но еще раз подчеркну, что создание альтернативной сырьевой базы обеспечит предприятия собственным сырьем, а это даст им возможность разрабатывать долгосрочные программы развития, гарантируя своим работникам зарплату, стабильность и благополучие. Регионы, в которых находятся переработчики, опять же, получат стабильные налоги, занятость населения и немалую помощь в решении социально-экономических проблем. Создание конкурентной среды должно положительно отразиться на ценах на сырье, а следовательно, и на ценах на конечную продукцию – фосфорсодержащие удобрения.

Что касается Мурманской области, то здесь, я думаю, у каждого участника конкурса есть собственные подходы и программы, нацеленные на улучшение социально-экономической и экологической обстановки. Во всяком случае, строительство нового ГОКа создаст дополнительные рабочие места и привнесет немалые инвестиции и рост наполняемости бюджетов. В этой ситуации никто не сомневается, что для Мурманской области новые компании – это новые возможности.