Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

4 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
27 августа 2015, 18:30 • Культура

Норвегия ждет российской оккупации

Норвегия ждет российской оккупации
@ кадр из выложенного в Сети видео

Tекст: Антон Крылов

В Норвегии сняли телесериал про русскую оккупацию, премьера – в сентябре. Речь идет не о новом прочтении Петсамо-Киркенесской операции, в ходе которой советские войска освободили от фашистов север Норвегии, а именно об оккупации со стороны России. МИД РФ уже выразил свой протест. Меж тем речь идет о проблеме, которую еще только предстоит осмыслить.

В сериале «Оккупированные» действие происходит в недалеком альтернативном будущем. Как передает BBC, завязка сюжета выглядит следующим образом: «Норвегия, где к власти приходят «зеленые» политики, отказывается от добычи нефти и газа, после чего руководство Евросоюза, не желающее отказываться от норвежских энергоносителей, просит Россию напасть на Норвегию, Москва соглашается и захватывает норвежские нефтегазовые месторождения».

В худших традициях холодной войны

Российский президент изображен сумасшедшим садистом и убийцей, а единственный положительный персонаж из России – проститутка в исполнении Ольги Куриленко

Российский МИД в лице посольства в Осло уже выступил с официальным заявлением: «Хотя авторы сериала старательно подчеркивают вымышленность сюжета, якобы не имеющего ничего общего с действительностью, речь в этом фильме идет о вполне реальных странах, причем России, к сожалению, отведена роль агрессора». На Смоленской площади уверены, что авторы сериала решили в худших традициях холодной войны попугать норвежского зрителя несуществующей угрозой с востока.

Показательно, что съемки сериала были начаты в апреле 2013 года, когда отношения России и Европы были относительно хорошими, а человеку, который бы сказал, что не пройдет и года, как Крым вновь станет российским, скорее всего, порекомендовали бы обратиться к психиатру.

Еще тогда норвежский историк Бьёрн Дитлеф Нистад призывал российское посольство в Осло воспрепятствовать съемкам фильма, который называл «кошмаром». Нистад отмечал, что телепроект особенно оскорбителен для жителей северных территорий Норвегии, которых СССР освободил от немецкой оккупации. «Таких фильмов нигде и никогда не снимали. Быть может, лишь США в годы холодной войны, и то сомнительно. Уверен, что все норвежцы будут шокированы при выходе подобного фильма на экран, и отношения с Россией он явно не улучшит», – уверен он.

Уважаемому историку не хватает уверенности: представлявшийся ему сомнительным факт реален. Именно в США и именно в разгар холодной войны снималась подобная кинопродукция. Самый известный фильм на эту тему – «Красный рассвет» 1984 года, в котором снялись молодые звезды Патрик Суэйзи, Чарли Шин и Лиа Томпсон. Согласно сюжету, советско-кубинские войска захватывают половину США. Ядерное оружие применяется крайне ограниченно. Школьники организуют партизанский отряд, который на протяжении довольно долгого времени наносит удары по оккупантам. В конце фильма говорится о том, что США удалось отбиться, но не уточняется, как именно. Показательно, что Китай в фильме является союзником США, и вскользь упоминается о том, что в результате советского ядерного удара по этой стране погибли 400 миллионов человек. Да, в начале 80-х американцы рассчитывали, что Китай станет их союзником в борьбе против СССР.

В 2010 году в Голливуде решили снять ремейк под тем же названием. Сперва предполагалось, что на США нападут Россия и Китай, но потом агрессором «назначили» Северную Корею при поддержке России – для того, чтобы не терять китайский рынок кинопроката. Чувства российских зрителей никого не волновали, в том числе потому, что в России антироссийские фильмы демонстрируются вполне свободно. Достаточно вспомнить киноадаптацию видеоигр «Хитмэн», где российский президент изображен сумасшедшим садистом и убийцей, а единственный положительный персонаж из России – проститутка в исполнении Ольги Куриленко. Эта поделка заработала в нашем прокате почти пять миллионов долларов. В ремейке, получившем в российском прокате название «Неуловимые» (явная аллюзия на знаменитых советских мстителей), снялся Крис Хемсворт («Тор»), но даже это не спасло авторов от кассового провала.

Фильм по аналогичному сюжету был снят в Австралии в 2011 году, в российском прокате он носил название «Вторжение: Битва за рай». Там страну-агрессора в принципе не озвучивают, юные партизаны из страны кенгуру героически борются с неназванными оккупантами.

Инопланетяне, зомби, русские

Фильмы-катастрофы – это визитная карточка Голливуда. Масштабно снятое уничтожение максимально большого числа людей неизменно пользуется популярностью у зрителей. Основные причины апокалипсиса, помимо сил природы, это инопланетяне (включая роботов-трансформеров) и вирусы.

Европейские фильмы-катастрофы, как правило, более камерны, и в них основная ставка делается не на спецэффекты, а на психологию героев (как в «Меланхолии» Ларса фон Триера) или на новое прочтение старой темы (как в «28 дней спустя»).

Тем не менее ни в США (за исключением «Неуловимых»), ни в Европе в последние годы не снимали сериалы об иностранных интервенциях. Норвежцы оказались первыми. Продюсеры «Оккупированных» наверняка довольно потирали руки, читая европейские СМИ последних двух лет, где Россию изображали беспричинным агрессором. Интерес к их работе гарантирован, причем не только в Норвегии.

Собственно, дальше все зависит от таланта режиссера, сценариста и актеров. Если сериал получится интересным, а не шаблонным, то ему гарантированы ремейки, в том числе и в США, со звездами первой величины – как это было со шведской «Девушкой с татуировкой дракона». Если же авторы недалеко уйдут от стереотипов «Красного рассвета», их творение благополучно забудут.

Тем не менее приходится констатировать, что мы, граждане России, для западного зрителя встали в один ряд с инопланетянами или зомби. Пока что только в глубоко провинциальной в плане кино- и телепродукции Норвегии, но в любой момент можно ждать появления аналогичного сериала или кинофильма американского или британского производства.

Единственное, что немного утешает по поводу «Оккупированных», – это то, что воображаемое нападение России на Норвегию происходит «по просьбе Евросоюза». Впрочем, пока не очень понятно, как именно этот момент будет отыгран.

Также любому умеющему считать человеку понятно, что в гипотетическом случае отказа Норвегии от добычи нефти Россия будет первой, кто горячо приветствует это решение и даже (если Норвегия попросит) предоставит военную силу для защиты законсервированных месторождений от потенциального агрессора. Чем меньше добывают нефти другие страны, тем дороже стоит российское черное золото.

Возможно, абсурдностью причины для вторжения авторы подчеркивают абсурдность и самой идеи российской оккупации. Все возможно.

В любом случае появление «Оккупированных» является важной вехой в истории новой холодной войны, которая когда-нибудь будет написана. И, что важно еще раз подчеркнуть, – идея сериала возникла в 2013 году, до Крыма и санкций. Как бы в реальности ни вела себя Россия на международной арене, ей всегда будут приписывать захватнические намерения – если не на официальном уровне, то как минимум в телесериалах.

И что делать с этой проблемой – решительно непонятно.

..............