Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариев«Нет выдающихся вещей»
Адольф Шаевич: Можно отдать, но только не американцам
«Конечно, это более нормальный путь, чем ставить какие-то ультиматумы и судиться. С этого и надо было начинать. Я несколько раз принимал участие в спорах за это наследие, могу сказать, что уже тогда хасидам предлагали взаимовыгодные условия», – рассказал газете ВЗГЛЯД главный раввин России Адольф Шаевич, комментируя предложение «Хабад Любавич» решить ситуацию с коллекцией Шнеерсона путем «взаимовыгодного обмена».
Нью-йоркские хасиды не настаивают на выплате Россией наложенного судом в Вашингтоне штрафа, а также на конфискации предметов искусства и другой российской собственности за рубежом, говорится в их заявлении, обнародованном в выходные.
Еще раз повторюсь, что библиотека Шнеерсона имеет только духовную ценность. Думаю, можно отдать, но только не американским, а российским хасидам
Но, как сообщила в понедельник газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в нью-йоркской штаб-квартире движения, хасиды продолжат переговоры с российскими властями и надеются на мирное разрешение конфликта путем взаимовыгодного обмена».
«Мы встречались с официальными лицами на очень высоком уровне, и могу только сказать, что Мединский в разговоре с нами и Мединский, выступающий на публике, – это два разных человека», – рассказал источник газеты. Детали переговоров в «Хабад» обсуждать отказались, заметив лишь: «Мы не хотим развязывать новую холодную войну и надеемся, что в Москве поймут: нам лучше договориться», – пояснил он.
Ранее движение заявило, что не будет добиваться конфискации российских предметов искусства на выставках в качестве компенсации. По словам представителей движения, юристы движения не будут настаивать на выплате Россией наложенного судом штрафа, они готовы мирно уладить конфликт с Россией.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 16 января суд округа Колумбия (Вашингтон) обязал российское правительство выплачивать по 50 тыс. долларов ежедневно до возврата американским хасидам этой коллекции.
Напомним, Шнеерсон был выслан из Советского Союза в 1927 году. Он частично перевез свою коллекцию сначала в Латвию, где получил гражданство, а потом в Польшу, где оставил ее после вторжения войск фашистской Германии. Затем коллекция была перевезена в Германию, откуда ее в 1945 году забрала Красная армия. Другая часть коллекции была национализирована большевиками еще раньше – в 1918 году – и в итоге оказалась в фондах Российской государственной библиотеки.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин успел пообещать госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего Джеймсу Бейкеру вернуть ее.
- Хасиды нашли способ получить штраф с России в обход Белого дома
- Виталий Третьяков: Вопрос суду
- Россия объяснила, почему не отдаст в США коллекцию Шнеерсона
- США назвали неуместным решение суда по коллекции Шнеерсона
- США наложили на Россию штраф из-за библиотеки Шнеерсона
Но МИД России, комментируя решение суда, назвал его «неправомерным» и «провокационным», пригрозив жестко ответить в случае ареста США российского госимущества.
«В МИД России рассматривают как абсолютно неправомерное и провокационное решение федерального суда в Вашингтоне о наложении на Российскую Федерацию штрафа за неисполнение вынесенного в 2010 году одиозного вердикта о передаче американской религиозной общине «Хабад» собрания книг и манускриптов, известных как коллекция Шнеерсона, – отмечалось в комментарии, размещенном на сайте ведомства. – Вызывает возмущение, что вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства. Американские власти, как мы надеемся, отдают себе отчет, что если российское государственное имущество, не защищенное дипломатическим иммунитетом, подвергнется аресту в США, как того требует «Хабад» в качестве «обеспечительной меры», то мы будем вынуждены предпринять жесткие ответные действия».
Замминистра культуры России Григорий Ивлиев, в свою очередь, заявил, что не существует никаких юридических оснований для передачи коллекции Шнеерсона частным лицам. «Все документы отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Всем гражданам России и иностранным гражданам, желающим работать с этими документами, обеспечены идеальные условия для работы в Российской государственной библиотеке (РГБ)», – добавил он, не исключив, что Россия будет вынуждена свернуть различные программы по обмену выставками с музеями США.
Однако из обнародованного заявления хасидов по ситуации следовало, что «Хабад Любавич» опровергает заявление российского правительства о том, что вынесенное недавно против России постановление американского федерального суда может повредить двусторонним культурным обменам».
Раввин Адольф Шаевич считает, что кому-то было выгодно создать шум вокруг этого дела (фото: РИА "Новости") |
О том, какую ценность представляет библиотека Шнеерсона и каковы теперь перспективы у хасидов получить ее назад, газете ВЗГЛЯД рассказал глава Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич.
ВЗГЛЯД: Адольф Соломонович, как вы оцениваете предложение любавических хасидов провести «взаимовыгодный обмен» по библиотеке Шнеерсона?
Адольф Шаевич: Конечно, это более нормальный путь, чем ставить какие-то ультиматумы и судиться. С этого и надо было начинать. Я несколько раз принимал участие в спорах за это наследие, могу сказать, что уже тогда хасидам предлагали и взаимовыгодные условия, и возможность выкупить, и обменять. Но они категорически отказывались.
ВЗГЛЯД: А что могут предложить представители движения в качестве обмена?
А.Ш.: Сложно сказать, что именно могут предложить хасиды в качестве обмена. Но у них, скорее всего, есть какая-нибудь литература, интересующая Россию. Может быть, какие-то рукописные материалы.
ВЗГЛЯД: Какую ценность представляет это наследие?
А.Ш.: Я лично со всем содержанием находящейся у нас библиотеки не знаком. С тем, что находится, например, в военном архиве, не знаком. Что касается второй части, то там в основном религиозные книги, которые являются раритетом для последователей любавических хасидов. Прежде всего потому, что эта библиотека принадлежала одному из выдающихся раввинов их движения. В книгах на полях много заметок: поскольку в те времена было тяжело с бумагой, было принято делать записи при прочтении в книгах.
Вообще в библиотеке нет каких-то выдающихся вещей, которые не были бы неизвестны религиозному миру. Поэтому собственно как книги элементы коллекции особой ценности не представляют. Тем более в наши дни издано, переиздано много этих книг.
ВЗГЛЯД: Тем не менее, действия хасидов едва не привели к международному скандалу. Как вы считаете, именно этого добивались представители движения?
А.Ш.: Вопрос о наследии можно было решить без шума и пиара. Но, судя по всему, за произошедшим стоят люди, которым более выгодно именно это, чем конечный результат. В России знаю несколько человек, с которыми вместе ходил к директорам Ленинской библиотеки Игорю Филиппову, Виктору Федорову, к министру культуры СССР Николаю Губенко, и можно было найти приемлемые для всех пути. Но шум вокруг этого дела вызывал негативные отклики. Да и наложенный на Россию штраф никакого результата не даст.
ВЗГЛЯД: Какие после такого скандала у хасидов перспективы вернуть библиотеку Шнеерсона?
А.Ш.: Думаю, тот путь, который они выбрали, ни к чему не приведет. А если попытаются мирным путем урегулировать, то вполне возможно, им какую-то часть наследия вернут. Тем более что пять лет назад по договоренности с руководством Ленинской библиотеки был создан отдел Восточной литературы, куда передали большое количество этих книг, где можно с ними ознакомиться.
ВЗГЛЯД: Но стоит ли России отдавать наследие хасидам?
А.Ш.: Еще раз повторюсь, что библиотека Шнеерсона имеет только духовную ценность. Думаю, можно отдать, но только не американским, а российским хасидам. В России довольно мощная община тех же любавических хасидов, и они имеют большее право на эту литературу, чем американские. Все-таки Шнеерсон жил в России, поэтому они имеют первенство.