Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

13 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 февраля 2009, 17:40 • Культура

Хочу быть слабым

Поколение тридцатилетних и книги

Хочу быть слабым
@ wikimedia.org

Tекст: Ян Шенкман

В конце 1990-х годов было принято называть его «Наивно. Супер» «манифестом тридцатилетних». Вся первая половина 2000-х годов прошла под знаком этого поколения. Мир читал, слушал, смотрел на людей, которые мужественно защищали свое право быть слабыми, не делать ничего особенного, не быть героями. Сейчас, когда Лу вот-вот исполнится сорок, это звучит несколько нелепо. Тридцатилетние незаметно для себя превратились в сорокалетних, выяснилось, что не такие уж они наивные и далеко не все у них супер.

Несколько месяцев назад, беседуя с Евгением Гришковцом, мы договорились условно называть это поколение поколением «Амели». Независимо от возраста, потому что дело не в возрасте, а в том, как ты воспринимаешь вселенную. Лу, Гришковец, Олег Нестеров из группы «Мегаполис», создатели фильма «Амели»…

Жизнь – как навязанная обязанность по уходу за телом. Не хочешь, а почистишь зубы

На самом деле их много. Вся первая половина 2000-х годов прошла под знаком этого поколения. Мир читал, слушал, смотрел на людей, которые мужественно защищали свое право быть слабыми, не делать ничего особенного, не быть героями. Жить, а не выживать. Право быть немножко детьми, растерянными, сомневающимися. Зато дети воспринимают мир с нежностью.

— И что происходит на этом фронте? – спросил я Гришковца. – На фронте борьбы за право быть слабым?

— Бои местного значения. Иногда, задним числом, оказывается, что ты сходил в атаку. Но чаще всего идет медленное отступление с боем.

Вот об этом отступлении с боем и написал свой новый роман Эрленд Лу. Хотя речь там идет вовсе не о тридцатилетних–сорокалетних. Главная героиня – девочка 19 лет, оставшаяся без родителей. Они погибли в авиакатастрофе. Эту коллизию можно сравнить с положением современного человека. В 80-е годы уютный, устойчивый мир рухнул, и мы оказались на перепутье, без защиты и без поддержки. Глуповатые, беспомощные, наивные.

Но даже если ни с чем не сравнивать, понятно, что ситуация экстремальная. Девочка паникует, мечется, хочет покончить жизнь самоубийством. Рецептов правильного поведения не существует. И она, как герои многих романов Лу, отправляется путешествовать. Париж, Лондон, Канары, Копенгаген. Весь мир – как огромный супермаркет.

Сверкающие стеклом аэропорты, песчаные пляжи, отели. И постоянное одиночество. Но оно не имеет ничего общего с одиночеством героев Ремарка, которые тоже проводили всю жизнь в отелях. Пили, тосковали и даже вешались. Для Лу и его поколения – мир игрушечный и нестрашный. Скорее уж равнодушный. Никто ничему не удивляется, никому ни до кого нет дела. В этом мире нет сильных чувств. Невозможно поверить, что в этом мире кто-то может покончить с собой. Правда, героиня Лу пытается.

Трижды! Но всякий раз, как феникс, возрождается и продолжает жить, не делая ничего особенного. Жизнь – как навязанная обязанность по уходу за своим телом. Не хочешь, а утром почистишь зубы.

Она выдумывает такие способы самоубийства, какие и в голову не придут. Заразиться птичьим гриппом, ходить по мусульманским домам с карикатурами на Пророка. И летать, летать бесконечно много, надеясь, что однажды с ней тоже случится авиакатастрофа.

Детское сознание автора и героини не позволяет сделать из романа и жизни депрессивную драму, душераздирающую трагедию. Достаточно изменить одну букву в слове «музей» – «мулей», чтобы жизнь снова превратилась в игру, в бесконечный паззл, который она складывает на полу гостиницы.

Эта игра на всю жизнь – пока не сложишь паззл, у тебя нет права покидать мир. Вопреки адвокатам, топ-менеджерам, политикам и другим людям, которые делают жизнь скучной. Но ей (и нам) нет до них никакого дела. Мы не хотим замечать их, как когда-то Бродский с Довлатовым отказывались замечать советскую власть.

Даже дочку свою эта девочка мечтает научить загадочному слову «мулей». «Мулей» – как символ сопротивления, знак того, что, да, мы отступаем, но с боем, и следующее поколение, будьте уверены, вырастет таким же странным, таким же ненормальным, таким же нежным, как были когда-то мы.

Напоследок еще одна цитата из разговора с Евгением Гришковцом.

— Может быть, мы и слабые, – сказал Гришковец. – И я не знаю, какое будущее нас ждет. Но единственное, что я знаю точно, это то, что нас невозможно топтать ногами. Ни при каких условиях. Не получится.

Интервью с писателем Эрландом Лу читайте в ближайшее время в газете ВЗГЛЯД.

..............