Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
30 июня 2008, 17:59 • Культура

Кто убил Лору Палмер?

Кто убил Лору Палмер?

Tекст: Ольга Морозова

Итальянская экранизация норвежского детектива – явление настолько уникальное и абсурдное, что я просто не могла пропустить показ фильма «Девушка у озера» в рамках Московского кинофестиваля. Те, кто видели французский «Любовник леди Чаттерлей» на прошлом фестивале или датский догма-фильм по ирландским «Урокам итальянского» Мейв Бинчи, поймут, что я имею в виду.

Для остальных поясню: «Не оглядывайся» самой известной норвежской детективщицы Карин Фоссум, по которому снята «Девушка у озера», – яркий образчик скандинавского детектива: крохотная деревушка, затерянная среди фьордов, знакомые нам по книгам Лу и Гамсуна сельчане со странностями, подозрительные религиозные секты и легкая северная скука.

Сюжет не самый оригинальный: на берегу озера найдено тело обнаженной молодой девушки, и совершенно непонятно, кому понадобилось ее убивать.

Мастерство скандинавских гуру детективного жанра Манкелла, Лэкберг и Фоссум, скорее в создании атмосферы страха, когда преступником может оказаться тот, кого подозреваешь меньше всего: отсюда и название «Не оглядывайся».

Недаром Карин Фоссум дает нам понять, что у каждого жителя мирной деревушки есть секреты.

Дружелюбный деревенский дурачок испытывает нездоровую страсть к малолеткам, тренер подростковой команды по гандболу отсидел за изнасилование, любезный продавец ковров убил собственного сына, да и конец романа – похищение девочки – не обещает ничего хорошего.

Зачем итальянскому режиссеру Андреа Молайоле было делать из этой прелестной скандинавской страшилки обычный, банальный детектив – совершенно непонятно.

Похоже, что вдохновило его на съемки не творение Фоссум, а бессмертный сериал «Твин Пикс», который не раз напоминали видеоряд и звуковое сопровождение. Да и из девочки-подростка Анни Молайола сделал настоящую Лору Палмер – «первую девушку на деревне», красивую, эффектную, спортивную, которую хотят все, включая собственного отца, и при этом девственницу.

Отметить стоит, наверное, выбор места съемок: Итальянские Альпы смотрятся весьма мрачно, и ничто не напоминает нам о том, что дело происходит в солнечной Италии, а не в суровой Норвегии; а также «твинпиксовскую» игру со светом.

Интересный факт: скандинавская литература после Германии пользуется наибольшим спросом в Италии и Испании. В России до настоящего времени вышло два романа Карен Фоссум: «Глаз Эвы» и «Не оглядывайся», оба в издательстве «Ольги Морозовой».

Может, итальянцы увидели в этой истории что-то свое, им до боли знакомое и близкое, это для нас, перекормленных детективами читателей, убийства молодых девушек в лесу – обычное дело.

В любом случае, стоит поблагодарить организаторов Московского кинофестиваля за то, что они отобрали такой любопытный со всех точек зрения фильм, и готовиться к просмотру другого фильма по норвежской книге – «Во власти женщины» (Эрленд Лу), на этот раз снятого самими норвежцами. Будет с чем сравнить.