Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевВечный ковбой и западные славяне
«Я пятницу люблю» – поется в известной песенке. И есть за что – на конец недели обычно приходится показ самых интересных фильмов. Впереди необозримые просторы выходных, а что может быть лучше активного интеллектуального отдыха, который может заключаться в просмотре хорошего кинофильма?
Проблема, собственно, одна – что выбрать? Ретроспективу Клинта Иствуда, Анджея Вайды или фильмы западных славян, знаменитых режиссеров – выходцев из Восточной Европы?
О лучших фильмах этого уик-энда мы рассказываем в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
Все на продажу (16 августа, суббота, «Культура», 23.20) – 10/10
Флинт своим двусмысленным бизнесом нащупывает пределы свободы слова и поверяет на прочность основы демократии
Фильм Анджея Вайды, снятый в 1969 году, стабильно входит в первую сотню лучших фильмов мирового кинематографа. Это польский вариант жанра «кино про кино».
После фильма Феллини «8 ½» к этой теме обращались многие режиссеры, достаточно вспомнить «Американскую ночь» Трюффо или «Признание святой блудницы» Фассбиндера. Вариант Вайды менее экспрессивный, у него больше рефлексии, чем бьющих по нервам эмоций.
Это своего рода поэма без героя – фильм проходит в ожидании и поисках актера, играющего главную роль. Это не просто сюжетная находка – картина посвящена памяти Збигнева Цибульского, блестяще сыгравшего в знаковом фильме Вайды «Пепел и алмаз».
В фильме снялась звезда польского кино Беата Тышкевич, и показ этой ленты приурочен к ее юбилею.
Народ против Ларри Флинта (16 августа, суббота, СТС, 23.15) – 9/10
Милош Форман пристрастился делать фильмы о знаменитых людях, своего рода кинобиографии («Призраки Гойи», «Амадей», «Человек на Луне»). Этот фильм, снятый в 1966 году, посвящен жизни известного порномагната, основателя журнала «Хастлер».
Герой фильма Формана не просто активный деловой человек, поднявшийся из низов. Флинт своим двусмысленным бизнесом нащупывает пределы свободы слова, поверяет на пробу основы демократии – вполне сознательно, что вызывает чувство глубокого уважения к этому персонажу.
В главных ролях снялись Вуди Харрелсон и Кортни Лав, на экране появится и сам Ларри Флинт.
Имя ему – смерть (15 августа, пятница, «Россия», 03.20) – 7/10
- Из борозды
- Пассионарии трех веков
- Триллеры и мелодрамы
- Бергман и другие
- Сны в летнюю ночь
Фильм Клинта Иствуда, снятый в 1985 году. В главной роли сам маэстро, вдохнувший в пронафталиненный жанр вестерна вторую жизнь.
Когда Иствуд стал снимать собственные фильмы, зрители с удивлением обнаружили, что Иствуд – при всей его киношности – неисправимый морализатор.
Таким образом, все эти таинственные всадники из вестернов, наказывающие разбушевавшихся злодеев (в данном случае хозяина золотого прииска, дурно поступившего с работягами), оказались не только киномасками, но и образами, вполне адекватными столь неожиданной для ХХ века викторианской картине мира. Где добро борется со злом и побеждает его в трудной схватке.
Иствуд, конечно же, не всегда так наивен и прямолинеен, но главный посыл его жанровых фильмов прост и ясен любому подростку.
На грани безумия (16 августа, суббота, НТВ, 22.40) – 7/10
Фильм Романа Поланского, снятый в 1987 году. Этот замечательный режиссер всегда работал на стыке интеллектуального и коммерческого кино.
Фильм «На грани безумия» – то ли крепко сколоченный триллер, то ли исследование патологии, проявляющейся в стрессовой ситуации.
Присутствие Харрисона Форда, играющего главную роль в этом фильме, должно убедить нас в первой версии, но искушенный зритель помнит ранние фильмы Поланского – и «Отвращение», и «Ребенка Розмари», так что жанровая оболочка – лишь «флер над бездной», в которую режиссер уверенно погружает зрителя с каждым кадром, вполне оправдывая название своей ленты.
Вызов (15 августа, пятница, СТС, 23.15) – 6/10
На этой неделе у Клинта Иствуда что-то вроде бенефиса на нашем телевидении, в пятницу каналы передают друг другу эстафету его фильмов. «Вызов» – лента из «полицейской» обоймы Иствуда, фильм снят в 1977 году, режиссер, как водится, исполнил и главную роль.
Как и в случае вестернов (Иствуд с успехом снимался в спагетти-вестернах Серджио Леоне, прежде чем взялся за этот жанр в качестве режиссера), Клинт Иствуд успел побывать одним из главных полицейских в мировом кинематографе – Грязным Гарри, добром с пудовыми кулаками.
И, убедившись, что этот образ пришелся ему впору, Иствуд взялся творить собственных полицейских в своих фильмах. В «Вызове» его герой охраняет важного свидетеля преступления.
Изюминка в том, что свидетель этот – дорогая шлюха, так что сюжетные повороты могут быть самыми непредсказуемыми…
Месть (17 августа, воскресенье, «Культура», 21.00) – 6/10
Поздний Вайда – а этот фильм снят в 2002 году – сосредоточен на экранизации польской классики.
Тремя годами раньше режиссер экранизировал поэму (!) Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», в основу же этой ленты положена пьеса Александра Фредро. Мелодраматическая коллизия, напоминающая вечный сюжет о Ромео и Джульетте, погружена в стародавние польские реалии.
Особый вкус этой ленте придает участие в ней Романа Поланского, которого Вайда снял в своем первом фильме почти 50 лет назад.