Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

8 комментариев
29 июня 2008, 14:46 • Культура

Красная пилюля

Кинопремьеры недели. «Особо опасен»

Красная пилюля
@ wantedmovie.com

Tекст: Александр Фолин

Ажиотаж вокруг голливудского дебюта Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» можно сравнить с шумом вокруг достижений российской сборной по футболу. Все только и обсуждают новое русское чудо – наш режиссер поехал в Америку и снял блокбастер со звездами мировой величины. Кажется даже, многие готовы вписать этот фильм в список последних достижений России наряду с победой на «Евровидении». Но прежде, чем махать флагами с воплями «Ро-сси-я!», стоит посмотреть кино.

Да, фильм уже вызвал самые горячие споры. Кто-то захлебывается от восторга, кто-то ругает. Даже на страницах «ВЗГЛЯДа» успело выйти два материала, посвященных фильму: (первый и второй ), плюс интервью с Тимуром Бекмамбетовым . Однако не стоит полагаться на мнение других. Тем более что такой фильм стоит смотреть именно на большом экране.

«Особо опасен»

Основная сюжетная коллизия, как и целый ряд мелких нюансов выглядят феноменально глупо и непростительно вторично

Что удивляет во всей этой шумихе, так это отношение к фильму, как к чему-то уникальному. Невежественность это или короткая память, но и до «Особо опасного» были подобные прорывы, причем вполне сравнимые по масштабу. Взять хотя боевик «Тэнго и Кэш». Его снял Андрей Кончаловский на студии Warner Bros. почти два десятилетия назад – в 1989 году. Картина обошлась в 55 миллионов долларов, что было значительно большей суммой, чем нынешние 65 миллионов, которые стоил «Особо опасен». В фильме снялись Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел, на тот момент котировавшиеся повыше, чем сейчас Анджелина Джоли и Морган Фримен. Так что, если сравнивать уровень, Бекмамбетову еще есть, куда расти.

Впрочем, все понятно. «Особо опасен» вышел на волне роста национального самосознания, роста патриотических настроений. Когда жители нашей страны впервые за полтора десятка лет начали верить в то, что Россия – великая страна, и что все еще будет хорошо. Бекмамбетову просто повезло, как серфингисту, оказаться на гребне этой волны. Его работа теперь воспринимается как возможность доказать всем (и не в последнюю очередь самим себе), что и наши режиссеры могут снимать не хуже заокеанских.

Что вдвойне приятно, голливудская машина не смогла перемолоть Тимура. Нетрудно заметить, что «Особо опасен» демонстрирует явные приметы фирменного стиля автора двух «Дозоров». И если фильм соберет девятизначную сумму, это будет настоящая победа, открывающая новые возможности не только для отдельно взятого режиссера, но и для многих других.

И все же, несмотря на все вышесказанное, «Особо опасен» – это в чистом виде голливудский комикс-боевик, в котором есть немало того, что может вызвать (и уже вызвало) резкое неприятие у российских зрителей, так и не научившихся переставать думать, даже жуя попкорн. Безусловно, это не вина Бекмамбетова, но основная сюжетная коллизия, как и целый ряд мелких нюансов, выглядят феноменально глупо и непростительно вторично.

По сюжету обычный клерк Уэсли Гибсон живет в микроскопической квартирке, окна которой выходят на железную дорогу, по которой днем и ночью носятся поезда. На работе его унижает толстая начальница, при которой Уэсли рта раскрыть не смеет – только пьет антидепрессанты. Дома он выслушивает упреки подружки, которая спит с его коллегой по работе. Гибсон знает об их связи, но настолько забит, что трусливо молчит и, более того, одалживает приятелю деньги на презервативы.

Но однажды к нему в магазине подходит татуированная красотка – из тех, которые никогда не смотрели в его сторону. Уэсли узнает, что его отец был гениальным киллером, и что его только что предательски убил на крыше небоскреба ренегат, объявивший войну тайному сообществу убийц. Клерк узнает, что обладает врожденной меткостью, которая позволяет, не целясь, попасть туда, куда лучшие стрелки мира не попадут даже с оптическим прицелом.

Гибсону предстоит научиться управлять своими способностями. Он должен стать членом сообщества, называющего себя Братством ткачей. Братство подчиняется воле Станка судьбы, который на кусочках ткани выдает имена людей, чья смерть принесет миру благо. Во всяком случае, в это надо верить. И, конечно, Уэсли должен покарать убийцу отца.

Даже по описанию можно понять, что завязка очень сильно напоминает одновременно «Бойцовский клуб» и «Матрицу». При просмотре фильма эти ассоциации еще более очевидны. Причем, к ним можно присоседить «Офисное пространство», хотя его Бекмамбетов, скорее всего, не смотрел. По ходу просмотра рождается еще несколько параллелей с классикой жанра во главе со «Звездными войнами». И все это, разумеется, не плюс.

Режиссер, понятное дело, не виноват в том, что предоставленный ему материал банален, вторичен, натянут, а местами и просто плохо прописан. Что фильм полон невероятных условностей, когда приходится принимать на веру, что обычный человек, упав с высоты небоскреба, может встать и пойти. Но мы ведь тут не Бекмамбетова судим, а фильм оцениваем.

А в сухом остатке мы имеем головокружительный экшн с яркими персонажами, уникальными трюками, глядя на большую часть которых удавился бы от зависти даже Майкл Бэй, потрясающими визионерскими находками и эффектным монтажом, не перебирающим со склейками. То есть, во всех отношениях высокопрофессиональную работу всей съемочной группы, которую страшно портит глупый и вторичный исходный материал.

Портит ее и российская локализация, начиная с перевода (почему, например, главный герой называет полицейских ментами? Сергей Лукьяненко, который занимался адаптацией монтажных листов, не в курсе, что в США их называют копами?) и заканчивая выбором актеров озвучивания. Если с узнаваемыми голосами Ивана Урганта (блудливый приятель Уэсли) и Гоши Куценко (у него просто очень маленькая роль – не успевает вывести из себя) еще можно смириться, то голос Сергея Безрукова, озвучившего Уэсли, начинает раздражать с первых секунд. Мало того, что он совершенно не подходит Джеймсу МакЭвою – Безруков невольно тянет одеяло на себя и мешает получать удовольствие от фильма.

Ну и чтобы закончить тему российских актеров, стоит оговориться, что те, кто собрался посмотреть на Константина Хабенского, могут расслабиться – у него там буквально пара крошечных эпизодов. Куда больше в фильме Дато Бахтадзе (он играл соседа Нади в «Иронии судьбы. Продолжение»), о котором почему-то никто не упоминает.

«Живи и помни»

Кадр из фильма «Живи и помни»
Кадр из фильма «Живи и помни»

Андрей Гуськов честно бил немцев, был награжден медалями и проливал кровь. Выписавшись из госпиталя в последнюю зиму войны, он должен был вернуться в часть, но решил наведаться в родную сибирскую деревню. Родителям на глаза он показываться не стал – к тому моменту, когда Андрей добрался до дома, он уже решил, что на фронт не вернется.

О том, что он дезертировал, узнала лишь жена Настена, которая все это время ждала его возвращения, терпя упреки свекрови и мирясь с тем, что ждет человека, к которому особых чувств не испытывает. Однако их тайные свидания, будоражащие кровь своей опасностью, всколыхнули в душе Насти незнакомые чувства. Она поняла, что любит мужа и будет защищать его, пусть даже ценой собственной жизни.

Фильм поставлен по одноименной повести Валентина Распутина, в свое время входившей даже в школьную программу. Школьникам она преподносилась как произведение, написанное исключительно черной и белой красками. Настена была эдаким «лучом света в темном царстве», а Андрей – своего рода Иудой, по которому также плачут сук и веревка.

Александр Прошкин, с трудом получивший от Распутина разрешение на съемки, благодаря Дарье Мороз, которая уже не первый год играла Настю в инсценировке МХТ им. Чехова, не стал переворачивать все с ног на голову. Он лишь несколько сместил акценты. Его фильм – драма людей, у которых любовь к своей малой родине и друг другу перевесила любовь к родной стране. Ну, и долг, разумеется.

Если вдуматься, Гуськов – не предатель. Его вина – чисто юридического, формального характера. Более того, после ранения многих вообще комиссовали, и при немного ином раскладе он мог вернуться домой на вполне законных основаниях. Он несколько лет воевал, доказал свое мужество и готовность умереть за родину. И ситуация, в которой он оказался, делает его вполне достойным жалости. Ничуть не меньше, чем Настя.

«Живи и помни» – кино, которое черпает свое вдохновение из советского прошлого в самом лучшем смысле. Тут нет клипового монтажа, медийных лиц и продакт-пэйсмента. Прошкин снимает мощно и со значением. Наверное, именно поэтому на последнем Кинотавре, где «Живи и помни» был фильмом открытия, Прошкин получил приз как лучший режиссер. На фоне остальных работ, его картина смотрелась глыбой.

Правда, не скрою, несколько обескураживает тяга Прошкина к эротическим сценам, которых в оригинальной повести нет вовсе. Неужели, как Копполу («Молодость без молодости») и многих других седовласых мэтров, на клубничку потянуло? Особенно это дико выглядит, если сравнивать образ Насти в контексте спектакля МХТ.

«WAZ: Камера пыток»

Кадр из фильма «WAZ»
Кадр из фильма «WAZ»

В одном из неблагополучных районов Нью-Йорка появился очередной серийный убийца. Его жертвы объединяет то, что все они имеют на себе следы электрошока, один из пальцев у них обуглен, а на теле вырезаны три буквы: WAZ.

Позже они выяснили, что это не латиница, а буквы греческого алфавита, являющиеся частью формулы Джорджа Прайса, выведшего формулу генетического отбора, которая регулирует процесс эволюции. Дело ведут опытный детектив Эдди Арго и молодая выпускница полицейской школы Хелен Весткотт. Для расследования убийств они спускаются на самое дно – туда, куда ни один человек по собственной воле не полезет.

В связи с фильмом Тома Шенкленда рождаются две ассоциации – «Семь» Дэвида Финчера и целый хоррор-цикл «Пила». Мы вновь имеем дело с мрачным, кровавым гиньолем, в котором действует маньяк, возомнивший себя наместником бога на Земле. Во всяком случае, таковой картину старательно пытаются преподать ее авторы вплоть до самого финала.

Претенциозность идей несколько дисгармонирует с антуражем, умением создать саспенс и, как это ни прискорбно, масштабом проекта. Вроде бы «Пила» была еще более скромной постановкой, но там была мощная основа, компенсирующая визуальный минимализм. Здесь же мы имеем дело с перепевкой, в которой нового – ни на грамм. Спасибо хоть, Шенклед и компания на новаторство и не претендуют.

Фильм тяжелый, местами довольно неприятный, но в нем нет ни пугающего, ни интригующего. Нет ничего, что вело бы за руку, заставляя заинтересованно следить за развитием сюжета и сопереживать главным героям. Развязка же и вовсе оставляет чувство неловкости по отношению к создателям картины. Лучше уж «Семь» пересмотреть.

«Особо опасен» (Wanted)
Звезды – Джеймс МакЭвой, Анджелина Джоли, Морган Фримен, Томас Кретчманн, Теренс Стамп, Константин Хабенский
Жанр – боевик
Про что – про забитого офисного клерка, у которого обнаружились способности прирожденного киллера.

«Живи и помни»
Звезды – Дарья Мороз, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Евгения Глушенко
Жанр – драма
Про что – про сибиряка, дезертировавшего с войны, и его жену, которая укрывает его ото всех.

«WAZ: Камера пыток» (WAZ)
Звезды – Стеллан Скарсгард, Сэльма Блэр
Жанр – криминальный триллер
Про что – про серийного убийцу, орудующего в одном из районов Нью-Йорка и оставляющего на телах своих жертв странную алгебраическую формулу.

..............