Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариев28 городов и 200 симфоний
День России уже в третий раз становится поводом для парада оркестров и дирижеров европейского класса. В течение полутора недель на сцене Колонного зала Дома союзов будут сменять друг друга Джонатан Нотт, Лейф Сегерстам, Даниэле Гатти и примкнувший к ним Юрий Ткаченко.
Апофеозом форума станет премьера Шестой симфонии Алексея Рыбникова, которую представит Объединенный российский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева.
Программа
Подобных симфоний он сочиняет примерно по десять в год и уверяет, что с ходу отличит 157-ю от 93-й
Есть основания предполагать, что за три года существования фестиваль впервые пройдет без отмен. Не случайно Королевский филармонический оркестр (Лондон) – единственный коллектив, приезжающий не с одной, а с двумя программами: своеобразная моральная компенсация за то, что два года назад выступление оркестра исчезло из программы фестиваля незадолго до его начала.
Под управлением маэстро Даниэле Гатти прославленный коллектив исполнит 9 июня Первую симфонию Брамса, а также «Дон Жуана» и «Тиля Уленшпигеля» Штрауса. Днем позже ожидаются Четвертая симфония Бетховена и «Так говорил Заратустра» Штрауса – грандиозное полотно, первые звуки которого хорошо знакомы по заставке передачи «Что? Где? Когда?».
Как и год назад, нашу страну представляют два коллектива. В прошлом году это были Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) с Дмитрием Лиссом за пультом и Заслуженный коллектив России (ЗКР) – оркестр Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темиркановым.
Теперь мы услышим Ростовский симфонический оркестр – 4 июня он исполнит сюиту из «Жар-птицы» Стравинского и Третью симфонию Скрябина (она же «Божественная поэма») под управлением Юрия Ткаченко.
А 12 июня, собственно в День России, на сцену выйдет Объединенный российский симфонический оркестр. Первым шагом в создании подобного коллектива стало прошлогоднее выступление Сводного симфонического оркестра России, когда в ЗКР сели 18 оркестрантов из 11 российских городов.
На этот раз своих музыкантов в Москву делегировали целых 28 городов; кантату Чайковского «Москва» и написанную к фестивалю Шестую симфонию Алексея Рыбникова с необычным коллективом разучивает Валерий Гергиев.
Ожидания
- Лето начинается с польки
- По Волге-матушке с оркестром
- Сборная России vs Сборная Европы
- Музыка во льду
- Дмитрий Лисс: «Никто не заставит меня играть симфонии Бородина…»
В программе фестиваля традиционно доминируют симфонические суперхиты, что естественно для форума подобного рода. Есть исключения и из этого правила: год назад УАФО потряс столичную публику исполнением двух симфоний Мясковского, два года назад изюминкой фестиваля стала Шестая симфония Брукнера, исполненная Филармоническим оркестром Радио Франс.
Теперь вновь прозвучит Брукнер, причем на открытии: его Третью симфонию, не звучавшую в Москве несколько лет, представят Бамбергский симфонический оркестр и маэстро Джонатан Нотт.
В 2003 году коллектив выступал в столице на фестивале «Звезды белых ночей в Москве», с равным успехом сыграв и симфонию Малера, и сочинение нашего современника Лигети. Джонатан Нотт известен работой с французским Ensemble InterContemporain, специализирующимся на современной музыке, но и в классическом репертуаре маэстро знает толк – в начале концерта прозвучит Вторая симфония Брамса.
Вероятно, самая колоритная фигура фестиваля – Лейф Сегерстам, культовый персонаж скандинавской музыки; 7 июня он станет за пульт оркестра Шведского радио.
Сегерстам известен в равной степени как дирижер и композитор, причем композитор весьма экстравагантный: ему принадлежит около двухсот симфоний. Как правило, это весьма громкие одночастные пьесы, которые исполняются без дирижера: «Совсем не сложно – напротив, очень естественно и практично», – утверждает Сегерстам. Подобных симфоний он сочиняет примерно по десять в год и уверяет, что с ходу отличит 157-ю от 93-й.
К счастью для публики или к сожалению, музыки Сегерстама на этот раз она не услышит: будут исполнены Вторая симфония Сибелиуса и «Легенды скал» шведского классика Хуго Альвена, а также «Море» Дебюсси.
Одна из интриг предстоящего фестиваля – концерт Ростовского симфонического оркестра. Если он окажется столь же удачным, как прошлогоднее выступление УАФО, вновь появится повод задуматься о фестивале симфонических оркестров России, идея которого просто-таки напрашивается.