Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
20 апреля 2007, 18:37 • Культура

По Волге-матушке с оркестром

По Волге-матушке с оркестром

Tекст: Елена Чишковская

С каждым годом российская география Пасхального фестиваля расширяется, а оркестр Мариинки под управлением неутомимого маэстро Валерия Гергиева покоряет новые города. На этот раз региональное турне коллектива проходило по маршруту Нижний Новгород – Ульяновск – Самара – Тольятти.

Волга, Волга

Валерия Гергиева и его музыкантов принимали на ура не только многочисленные слушатели, но и местные власти и финансовые партнеры

О том, что волжские города – давняя мечта Валерия Гергиева, стало известно в Нижнем Новгороде (кстати, из всех пунктов только Нижний принимал оркестр во второй раз, в остальных коллектив прежде не бывал).

Общаясь с местными журналистами, маэстро поведал, что отправиться на теплоходе в долгосрочное плавание по великой русской реке с остановками в крупных культурных центрах – мысль, которую худрук Мариинки лелеет уже почти десять лет.

Да и сама идея Пасхального фестиваля, как выяснилось, родилась именно на Волге – в Казани. Поэтому гастроли, начавшиеся в Нижнем Новгороде и завершившиеся в Тольятти, дали возможность хотя бы отчасти приблизиться к заветной цели.

Правда, путешествовал оркестр пока не по воде. Транспортные хлопоты взяли на себя «Российские железные дороги», предоставив для исполнителей специальный (чартерный) поезд с созданным ради гастролей Мариинки расписанием.

Избавившись от хотя и привычных, но все же утомительных перелетов, музыканты получили в свое распоряжение комфортабельный железнодорожный состав.

«Согласитесь, ехать в удобном купе, где можно отдохнуть, гораздо приятнее, чем проходить бесконечные досмотры в аэропортах и зависеть от погодных условий. В нашем случае отдельный поезд – не средство передвижения, а роскошь», – полушутя заметил Валерий Гергиев.

В самих городах жизнь артистов была организована четко, а тур, благодаря поддержке полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, обрел самый высокий статус.

Участие полпреда в проекте было отнюдь не формальным. Он лично открыл гастроли, отметив значимость происходящего события для региона и признавшись, что со времен жизни в Санкт-Петербурге является большим поклонником театра.

Последнее утверждение оказалось не просто красивой фразой: г-н Коновалов с удовольствием отслушал оба состоявшихся в этот вечер концерта, а после вручил Валерию Гергиеву памятный подарок – панно с гербами поволжских городов и выразил надежду на то, что приезды маэстро в округ станут доброй традицией.

Начавшиеся с помпой гастроли получили не менее торжественно-праздничное продолжение. Валерия Гергиева и его музыкантов принимали на ура не только многочисленные слушатели, но и местные власти и финансовые партнеры.

Так, в Ульяновске на здании Центрального вокзала красовался огромный транспарант с приветствием участникам Пасхального фестиваля, а в Самаре и Тольятти дирижеру в знак глубочайшего признания и уважения спонсоры предоставили поражающий размерами лимузин Hummer.

Для шести волжских выступлений (в Нижнем Новгороде и Самаре состоялось по два концерта) Валерий Гергиев подготовил не повторявшиеся программы, центром которых, как и для всего нынешнего фестиваля, стало творчество Игоря Стравинского.

В разных залах и для разной аудитории прозвучали как знаменитые «хиты» – «Петрушка» и «Жар-птица», так и достаточно редко исполняемые сочинения, например музыка балета «Игра в карты» и Симфония in C.

С произведениями Стравинского соседствовали симфонические шедевры учителей и непосредственных предшественников композитора – Римского-Корсакова (увертюра «Светлый праздник», сюита «Шахерезада»), Бородина («Богатырская симфония»), Дебюсси («Море», «Послеполуденный отдых фавна»).

Еще одной важной творческой составляющей гастролей стали монументальные творения Густава Малера и Рихарда Вагнера. Пятая симфония Малера, по словам Валерия Гергиева, была включена в программу второго нижегородского концерта как сочинение, знаковое для истории оркестра: ровно сто лет назад этим произведением в Мариинке дирижировал сам автор.

Симфония прозвучала в Кремлевском зале филармонии величественно и вместе с тем одухотворенно-строго. Матовость и затаенную силу звучания, столь уместную в этом сочинении, украсили виртуозно сыгранные партии солистов.

«Не буду скромничать, сейчас нашему оркестру по зубам симфонические «глыбы», подобные Пятой симфонии. И было бы обидно не показать их хотя бы в одном из российских городов», – заявил Валерий Гергиев.

Триумфальный Вагнер

Для двух последних пунктов российской поездки – Самары и Тольятти – был приготовлен настоящий подарок: фрагменты вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга».

В зале самарской филармонии, где выступление оркестра (первое из двух за этот вечер) было благотворительным и большую часть слушателей составили студенты и педагоги местного музыкального училища, в концертном формате прозвучал первый акт оперы «Зигфрид».

В Тольятти в концертном же исполнении – третье действие «Валькирии». Благодаря яркой театральной мощи оркестра и великолепным певцам – ведущим солистам Мариинки эти два вечера стали наиболее эффектными точками всего тура.

Мобильный и артистичный Андрей Попов, певший сложнейшую характерную партию Миме так, будто это не составляет для него ни малейшего труда, полностью отдался роли, преобразившись в подловатого и трусоватого карлика-нибелунга. А выступавший с ним в блестящем дуэте Виктор Луцюк (Зигфрид) своей героической харизмой и великолепным вокалом мог бы украсить постановку любого самого прославленного оперного театра мира.

Героиней концертного вечера в Тольятти стала роскошная валькирия Ольга Савова, безупречно певшая Брунгильду в компании грозного бога Алексея Тановицкого (Вотан) и нежной возлюбленной Зигмунда Млады Худолей (Зиглинда).

В миниатюрном зале местной филармонии (для того чтобы более ста оркестрантов и певцы смогли разместиться на сцене, пришлось убрать несколько рядов партера, а многочисленных желающих послушать мариинцев рассадить на поставленные в проходах стулья) вагнеровский размах и накал страстей был особенно впечатляющ.

Триумфально завершив свою часть региональной программы Пасхального фестиваля, Валерий Гергиев, конечно же, не стал сбавлять темп. Вернувшись в Москву, оркестр два дня подряд выступал в столичных залах, а затем вылетел на Канары, в Лас-Пальмас, где Мариинский театр представил полную театральную версию вагнеровского «Кольца».

..............