Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

6 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
16 мая 2008, 21:00 • Культура

Под водой

Под водой
@ russianballet.ru

Tекст: Алиса Никольская

До недавнего времени главным на сцене «Практики» было слово. Заточенный под современные тексты, театр ратует за открытие драматургических имен. Занимается поиском ключа к пониманию материала, написанного сегодня. В конце нынешнего сезона здесь впервые вышел спектакль, где главным оказалось не слово, а дело. Точнее, тело. Что неудивительно: режиссеру-хореографу Режису Обадья привычнее передавать смысл через движение, а не через разговор.

Новой работе «Практики» не очень подходит понятие «эксперимент». И это ее достоинство. Спектакль современен по форме, сделан стильно и качественно. И пойдут на него в первую очередь поклонники «красивого театра». Что позволит «Практике» еще расширить свою аудиторию. Не отходя в сторону от выбранного направления.

Водопад чувств

Танцовщица? Нет. Просто женщина. Настоящей женщине, чтобы сказать что-то свое, запасть в память, обольстить, надо танцевать

Пьеса шведки Агнеты Плейель называется «У реки». В театре ее переименовали в «Ниагару»: режиссер придумал весьма неспокойную историю. Очень эффектную визуально.

Завязка сюжета проста: успешная писательница приезжает в давно оставленную родительскую квартиру, где обитает ее брат – неделями не выходит на улицу и пишет никому не нужную диссертацию.

Ее задача – вернуть брата во внешний мир. Однако, попав в дом, полный воспоминаний, она полностью переосмысливает свою жизнь. И задачи перед обоими героями уже стоят совсем другие.

Режис Обадья не строит историю линейно, по событийному ряду. Его куда больше занимают чувственные переходы. Тщательно выверен подбор предметов – каждый звучит, играя свою ноту.

Нервный хруст газетных листов, звон винных бокалов, всплески воды дают нужные акценты – от тревожности до умиротворения. А экран, куда проецируются красивые виды водопада, становится стеной, через которую не перейти.

Герои постепенно отходят от слов к движению. От смысла – к ощущению. Те же изменения претерпевает и жанр. Психологическая драма становится мистической элегией. Все бытовое – условностью. Перевертыш.

Хореографическая манера Обадья – жесткая, рваная, брутальная. Любую гармонию он создает через разрушение. Резкие движения-выбросы как нельзя лучше показывают тот непокой, что испытывают герои. Им трудно жить. Они словно продираются сквозь сгущенный воздух. И остаются в плену.

И даже вода, символ свободы, только подчеркивает их зависимость. Не только от обстоятельств. От себя. Мучительное непонимание родных людей – вот тема, занимающая режиссера. И он находит точные средства для ее передачи.

Мы родом из детства

Для воплощения своих замыслов Режису Обадья надо было найти среди московских актеров тех, кто хореографически одарен не меньше, чем драматически. И такие обнаружились.

Писательницу играет Ирина Гринева. Одна из главных чаровниц своего поколения. Ломкая, резкая, по-кошачьи тягучая, она владеет телом с той долей бессознательности, чтобы полностью уходить в процесс движения. Танцовщица? Нет. Просто женщина. Настоящей женщине, чтобы сказать что-то свое, запасть в память, обольстить, надо танцевать. И Гриневой не откажешь в этом умении.

Все героини Гриневой – насквозь земные и столь же волшебные. Эта не исключение. Материализуясь из воздуха, неожиданно и неизбежно, она стремится перебороть обстоятельства – но в итоге отдается им. Хочет быть умнее, сильнее брата, но женская природа берет свое – и она подчиняется. Движения становятся легче, интонации порывистее.

Партнером Гриневой стал Денис Баландин, актер Российского молодежного театра. Он уже встречался с Обадья в работе – играл князя Мышкина в его версии «Идиота». Правда, там почти не танцевал. Здесь же раскрылся по-настоящему.

И дело не только в технической безупречности движений. Но – в их наполненности. Вдруг оказывается, что телом можно сказать гораздо больше, нежели словами. Ибо тело не может врать.

Герой Баландина болезненно замкнут и ревностно охраняет свое личное пространство. Ему не нужен внешний мир – хватает собственного.

Однако иногда приходится вступать в контакт – хотя бы с собственной сестрой. Что вызывает бурю эмоций. И душевный шум почище водопадных струй.

Юноша пытается быть жестоким, но не может скрыть свою ранимую природу. Сексуальность – и застенчивость, ярость – и сдержанность: актер строит образ на противоположностях. И герой, несмотря на его социальную неадекватность, получается безумно привлекательным. Необычные существа всегда притягивают.

Несмотря на чувственность дуэта, актеры подчеркивают родственную связь героев. Не в тексте – где-то на глубинном уровне. Это ощущение становится отправной точкой для развития истории. Поначалу, как две настороженные кошки, они примериваются друг к другу. Готовые чуть что выпустить когти. А к финалу становятся единым целым. Половинками. И каждому никак без другого.

Разговаривать об отношениях, особенно семейных, хочется тихо. Без декларативности. Новую работу «Практики», театра шумного, экстремального, отличает непривычная камерность. Интонационная. А когда говорят тихо, хочется слушать.