Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
12 февраля 2008, 15:56 • Культура

Птицы разбудили бурю

Птицы разбудили бурю

Tекст: Илья Овчинников,
Зальцбург-Москва

Узнав о фестивале, приуроченном ко дню рождения Моцарта, проходящем в его городе, легко представить себе помпезное мероприятие протокольного характера, повторяющееся без больших изменений из года в год, с обязательным повтором главных моцартовских хитов. Когда-то "Неделя Моцарта" действительно была такой, однако в последние годы форум взял курс на обновление, и с каждым годом его программы все более неожиданны.

Дорогого стоил уже концерт-открытие, где наряду с "Мессой отца Доминика" юного Моцарта исполнялся Offertorium Губайдулиной. Едва ли кто-то предвидел тот восторг, с которым зальцбургская публика встретила современное, отнюдь не простое для восприятия сочинение. Единение, возникшее в тот вечер между музыкой разных эпох, музыкантами и слушателями, волшебным образом сохранялось на протяжении всего фестиваля.

Вспоминать весь год

Любой дирижер скажет вам, что лучшая школа для оркестра – это симфонии Гайдна

"Неделя Моцарта" существует с 1954 года; нельзя сказать, чтобы прежде здесь вообще не звучала новая музыка, однако это не было принципом программной политики фестиваля.

"Просветленная ночь" Шенберга, "Метаморфозы" Штрауса, Камерная симфония Шостаковича – таким набором, слишком скромным даже по московским меркам, была представлена современная классика в программе "Недели Моцарта 2006".

Разумеется, здесь в разные годы исполнялись и более свежие сочинения, однако это зависело по преимуществу от личных контактов исполнителей с композиторами.

Ситуация стала меняться несколько лет назад, когда форум возглавил Штефан Паули – энергичный и амбициозный менеджер, отнюдь не равнодушный к музыке, с опытом работы как в оперном театре, так и в бизнесе.

Он всерьез озаботился обновлением зальцбургского культурного пространства, и первой "Неделей Моцарта", прошедшей в соответствии с идеями Паули, стала прошлогодняя.

К сочинениям Моцарта и других классиков прошедших эпох добавилась музыка Арнольда Шенберга, Дьердя Лигети, Пьера Булеза, а среди участников появилось существенно больше исполнителей современного репертуара.

Продолжением этой линии стала "Неделя Моцарта 2008", собравшая не менее представительную компанию музыкантов, нежели год назад.

В двух с половиной десятках программ выступили дирижеры Луи Лангре, Иван Фишер, Николаус Арнонкур, Инго Мецмахер, Марк Минковски, пианисты Пьер-Лоран Эмар и Александр Лонквич, скрипачи Кристиан Тецлафф, Патриция Копачинская, Леонидос Кавакос, Хилари Хан, Алина Ибрагимова и многие другие.

И хотя летний фестиваль в Зальцбурге во всех отношениях масштабнее, зимний не уступает ему ни в исполнительском качестве, ни в репертуарном разнообразии, а его интимная обстановка куда приятнее той, что царит летом.

За десять дней здесь можно услышать столько разнообразной музыки, что на ее последующее осмысление и смакование может не хватить и года.

Одним из лейтмотивов прошедшего фестиваля стало творчество Антона Веберна – удивительнейшего композитора ХХ века, чьи сочинения зачастую длятся минуту или две.

Несколькими сочинениями были представлены такие классики ушедшего столетия, как Бела Барток и Оливье Мессиан.

Практически все программы составлялись так, чтобы слушатель не заскучал ни на минуту, однако разнообразие не являлось единственной целью – почти каждая программа имела в основе ту или иную объединяющую идею и была сама по себе произведением искусства.

Тройное приношение

Пианист Пьер-Лоран Эмар и дирижер Инго Мецмахер
Пианист Пьер-Лоран Эмар и дирижер Инго Мецмахер

Любой дирижер скажет вам, что лучшая школа для оркестра – это симфонии Гайдна, и что маэстро, решивший заняться ими всерьез, может считать себя обеспеченным работой на всю жизнь.

Творчество Гайдна, старшего современника Моцарта, его друга и учителя – один из постоянных лейтмотивов зимнего фестиваля в Зальцбурге.

На будущий год Гайдн займет в его программе особое место – будет отмечаться двухсотлетие со дня смерти композитора. Звучало немало Гайдна и в этом, и в прошлом году; если год назад преобладали поздние симфонии, на сей раз предпочтение было отдано более ранним, относящимся к периоду "бури и натиска".

Таким образом в итоговой – хотя и не самой последней – программе форума сошлись воедино основные его темы.

Одну из них – духовные сочинения Моцарта – подытожила "Литания Святого Причастия", великолепно исполненная мощной командой солистов, которую поддержали Баховский хор и оркестр "Моцартеум". Дирижировал Айвор Болтон.

Эти же музыканты продемонстрировали чудеса стилистического перевоплощения, представив после антракта Кантату опус 31 Веберна – его завещание. Завершила концерт хрестоматийная "Прощальная" симфония Гайдна, в финале которой оркестранты покидают сцену.

А открыла программу фуга из "Музыкального приношения" Баха в переложении Веберна – напоминание о том, как и чем начинался фестиваль. Ведь Offertorium Губайдулиной, звучавший в первый вечер, открывается этой же баховской темой почти в той же оркестровке, что и у Веберна.

И в контексте форума исполнение сочинения стало приношением музыке и предыдущих эпох в лице Баха, и ХХ века в лице Веберна, и сегодняшней – в лице Губайдулиной.

Великолепная четверка

Губайдулина и исполнители ее концерта, скрипач Кристиан Тецлафф и дирижер Айвор Болтон
Губайдулина и исполнители ее концерта, скрипач Кристиан Тецлафф и дирижер Айвор Болтон

Еще одной данью уважения Софии Асгатовне стал самый удивительный концерт фестиваля, стартовавший в одиннадцатом часу и завершившийся в полночь.

Звучали сочинения Губайдулиной для баяна и цикл Мессиана "Видения Аминя" для двух фортепиано – программа сложная, но весьма интригующая и благодарно принятая публикой.

Еще в одном концерте Мессиан был представлен сочинением "Пробуждение птиц" – вместе с Венским филармоническим оркестром его сыграл пианист Пьер-Лоран Эмар, лучший в мире исполнитель музыки Мессиана на сегодняшний день.

Единственное выступление Эмара на прошлой "Неделе Моцарта" с концертами Моцарта и Лигети произвело сильнейшее впечатление.

На сей раз Эмару – специальному гостю фестиваля – были предоставлены три программы и свобода в их формировании. Одну из них Эмар открыл Двадцать третьим концертом Моцарта и продолжил Мессианом.

Другую разделил вместе со своей студенткой Тамарой Стефанович, исполнив два концерта для двух фортепиано. Один принадлежал Моцарту, другой – Im Lichte – по заказу "Недели Моцарта" создал наш молодой современник Иоханнес Мария Штауд.

Этот вечер, однако, был менее интересен, чем еще один, о котором Эмар рассказал: "Моей задачей стало составить программу из сочинений Моцарта и Веберна, которые, казалось бы, вообще не могут звучать рядом. И все же какие-то точки соприкосновения найти можно".

Действительно, исполняя друг за другом фортепианные пьесы, песни и ансамблевые сочинения двух композиторов, Эмар и его коллеги добились неожиданного эффекта, заставив публику воспринимать и Моцарта, и Веберна куда более внимательно, чем если бы звучала музыка лишь одного автора.

Эмар остался весьма доволен тем, что ему удалось сделать в статусе приглашенного артиста, а через год эту позицию займет японская пианистка Мицуко Ушида.

Программа "Недели Моцарта 2009" будет чуть менее разнообразна, нежели на этот раз, зато четырем композиторам будет уделено особенно пристальное внимание. Помимо Моцарта и Гайдна, это наши современники Пьер Булез и Матиас Пинчер.

Обещает собраться еще более представительная команда исполнителей: к постоянным участникам присоединятся Саймон Рэттл, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм – и сам Пьер Булез, чье выступление гарантированно станет гвоздем фестивальной программы.

..............