Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
31 января 2008, 15:25 • Культура

Взломщики формата

Взломщики формата

Взломщики формата
@ film.ru

Tекст: Константин Рылёв

«Ирония судьбы 2» Тимура Бекмамбетова за три первые недели проката установила рекорд кассовых сборов – 50 млн долларов. Это почти в два раза больше сборов «Дневного дозора» (32 млн) и, соответственно, в четыре – «Ночного» (16 млн). А ведь аудитория была настроена скептически, первые рецензии были уничтожающими. Что же произошло? Почему сиквел «выстрелил»?

Быть или не быть?

Наладилась связь между старшим поколением и младшим. Она оказалась – мобильной

Есть смысл вернуться к этому фильму, поскольку до сих пор, несмотря на очевидный успех, на форумах продолжаются битвы в духе «как они могли замахнуться на святое». Противостояние достигло того, что был создан сайт противников ленты – «АнтиИрония».

Признаюсь, я тоже поначалу был настроен негативно. Но после просмотра понял, что успех картины заслуженный. Это первое произведение, сумевшее соединить уже далекие другу от друга государства: СССР и современную Россию. Авторы нашли для этого психологическую тропку…

Идея продолжения возникла у главного пользователя золотых запасов прошлого – продюсера Константина Эрнста. Его ремейковые «Песни о главном»(1-3) выходят c 1996. Они замешаны на «Огоньке» и советских фильмах.

Украинские мюзиклы («Вечера на хуторе близ Диканьки», «За двумя зайцами» и т.д.) усилили эту тенденцию. Однако в прошлом году фарс достиг пика, когда вышло сразу две «Карнавальные ночи 2».

Российская – попытка реанимировать оригинальный вариант самим Рязановым, с поющей Гурченко, украинская – снова мюзикл с Пугачевой, Сердючкой и Ко.

От первой версии разило нафталином, а во второй надоело делать скидки на условность жанра. Настала пора соединить прошлое с настоящим. Ведь за 15 постсоветских лет поднакопились новые герои: «антикилеры», «бригадиры», «менты» и прочая «убойная сила».

Атмосфера жестокой борьбы за существование отражала в боевиках минусовую температуру эмоций этого периода, но – по определению – мало грела. А народ соскучился по «душевному теплу».

Тимур Бекмамбетов в 90-е снимал зрелищно-историческую рекламу «Банка Империал», собирая призы и давая пищу для пародий КВН. Параллельно росла слава Сергея Лукьяненко как создателя фантастических бестселлеров.

Сорокин чересчур брутально изображал действительность, хотя и снято пару лент по его сценариям. Ни «Москва», ни «Копейка» не могли стать «народными» – слишком много презрения там заложено к человеческой природе как таковой (то, что Сорокин называет «держать дистанцию с материалом).

Пелевин – слишком сложен для экранизации. Только Лукьяненко выдавал «глубокие философские мысли в доступной плоской форме». Дозорная функция присуща всей русской культуре, сформированной на пограничной территории – между Востоком и Западом.

Актеры после съемок в «Ночном дозоре» отзывались о нем с иронией, мол, «непривычны для нашей ментальности американские ужасы». Позже пришло осознание, что эта картина, сделанная по западным технологиям, несла в себе «древнерусский» заряд.

«Дневной дозор» развил этот успех. Опять же в клипово-фэнтезийной форме была дана история Руси, упомянут Тимур и т.п. Главному герою, заложнику как Светлых, так и Темных, нужно было преодолевать Сумрак – в том числе собственной души.

На наших глазах рушилась Москва, которую, между прочим, Тимур (тезка режиссера) не тронул в XIV веке. Апокалипсис наступил не вследствие внешней агрессии, нападений террористов или инопланетян как в голливудских киношках, а из-за неразборчивости главного героя в личной жизни – это очень по-русски, по-достоевски.

Метамобильный мост

Между семидесятыми и двухтысячными – пропасть. Однако мы регулярно подпитываемся теплом «застойных» произведений. Наиболее очевидное их использование – ремиксы DJ Грува.

Мы исправно хихикаем у приемников, услышав под техноритм: «Бессердечная – сердечная, сухая – мокрая…» Или: «От винта, под крылом самолета…». Погрелся чуток в «бане» – и опять в полынью повседневности.

Эффект DJ Грува – идеализация советской реальности. Но можно ее и маргинализировать, в чем преуспел «Груз 200». Как продлить традиции без лакировки и надрыва, придерживаясь некоторой нормы?

А для этого возникли и объективные условия: быт среднестатистического жителя обрел атрибуты благополучия. Уже не надо интеллигенцию изображать на мусорной свалке (как у того же Эльдара Александровича в «Небесах обетованных»).

И наладилась связь между старшим поколением и младшим. Она оказалась – мобильной. С одной стороны – смешно, а с другой – она действительно теперь доступна каждому. Телефонные разговоры стали основой сюжетных поворотов «Иронии-2».

У Бекмамбетова метафизическая субстанция обрела техническое воплощение (и финансовую поддержку «Билайна», за что Безрукову пришлось таскать на шее полосатый шарф). Появился шанс уладить раскол отцов и детей, образовавшийся в результате смены социальной формации.

Дядя Паша (Александр Ширвиндт) говорит в бане сыну Жени Лукашина Косте (Константин Хабенский), что его папа «чувствует себя потерянным под Новый год, потому что однажды в это время уехал в Ленинград и влюбился там в одну женщину, но женился на твоей маме – Гале, однако, к сожалению, все равно потом развелся». (Эту полубредовую наживку, озвученную А.Ш., проглатываешь, потому, что рад опять видеть красно-потного Павлика в «священных» банных декорациях.)

Купленный Костей в подарок новый мобильник, конечно, обрадует отца, но, дабы окончательно «сделать папу счастливым», дядя Паша сообщает заветный адрес: «Улица строителей…» И наливает Косте на посошок, хотя у того непереносимость алкоголя…

Иваны-дураки

Поглядим внимательнее на исполнителя главной роли – Константина Хабенского
Поглядим внимательнее на исполнителя главной роли – Константина Хабенского

Поглядим внимательнее на исполнителя главной роли – Константина Хабенского. Стал знаменит, заменив в «Убойной силе» Лыкова (Казанова). Внешне они похожи, но Хабенский «пожиже». Это оказалось на руку – его персонаж не супермент, поэтому может позволить себе быть «добрее».

«Дозоры» еще больше укрепили за ним амплуа «лопуха», умеющего выкручиваться в сложных обстоятельствах – столь любимый русским народом архетип Ивана-дурака.

Женя Лукашин – из той же породы. Он на «печи», то бишь ковре-самолете, добрался до Ленинграда вообще в полубессознательном состоянии.

И вот интрига: дядя Паша наливает рюмку водки Лукашину-младшему, тот сразу оказывается в Сумраке с белыми мухами – снежинками (гибрид приемов Рязанова и Бекмамбетова). Из Сумрака (уже в Питере) перед ним образуется лицо дочери Надежды Шевелевой (Елизавета Боярская) и Ипполита – Нади-2.

Василисы Прекрасные

На роль Нади-2 Бекмамбетов хотел пригласить Милу Йовович. Актриса родилась в Киеве, уехала в Европу, где стала пятым элементом и Жанной д’Арк. Мила – идеальная Принцесса – связная между славянами и Западом. Тимур специально летал за ней в Лос-Анджелес. Не согласилась.

Но тут подвернулась Елизавета Боярская, снимавшаяся ранее с Хабенским. Боярская – дочь Мушкетера, а значит, еще лучше – она Связная с романтикой семидесятых.

Впрочем, противоположность романтике семидесятых – застойная рациональность, которую и олицетворяли в «Иронии-1» одинаковые дома, мебель, замки и основательный Ипполит Георгиевич. Он – человек формата.

Пьяный Лукашин нарушает порядок вещей и в параллельной реальности из врача становится варваром. Лукашин-младший повторяет эту трансформацию. Костя неплохо «косит» под пьяного папашу (по фильму выясняется, что он именно притворяется!).

Является жених Ираклий – модернизированное воплощение Ипполита. Несмотря на то что персонаж Безрукова – менеджер «Билайна» с дежурно звонящим блютусом в ухе, замашками он напоминает «бригадира» Сашу Белова. А значит, как противник гораздо серьезнее Ипполита. Ираклий стал дьявольски опасен, Лукашин – дьявольски хитер.

Ираклий сразу, без церемоний, чуть не выбросил Костю за дверь. Но тот, старательно изображая бухого, «срисовал» проблемы конкурента и не только напросился на кофе, но и перезвонил сопернику на мобилу, представившись «тетей Валей», которой мешает жить билайновская станция на крыше, наводящая ТВ-помехи. Врач «развел» менеджера.

Жители зловещего дома, куда отправился чинить станцию Ираклий, тоже оказались небезобидными. Несмотря «бандитскую» закалку, он пасует перед пьяно-наглым Пограничником…

Все «прививки» актуальностью были бы ерундой, если бы сценаристу Алексею Слаповскому не удалось кульминация – сцена с переодеванием Кости и Нади в Деда Мороза и Снегурочку – для вручения подарков многодетному соседскому семейству.

Передача эстафеты

Ираклий разоблачает фальшивого Мороза, но дети требуют сказку. Костя придумывает сюжет о Зайчике, который должен разбудить «спящую Красавицу».

«Но у нее был Принц», – коварно дополняет Ираклий. «Который, не мог разбудить ее, – мстительно продолжил Лукашин. – А вот когда часы на башне пробили 12, Зайчик поцеловал ее. И она проснулась. И он предложил ей выйти замуж…» Определиться с выбором жениха у Красавицы не получалось, ее судьбу решало голосование. Детское большинство поддержало Зайчика…

В финале картины наконец и Женя с Надей-1 отчаливают на поезде.

Есть очевидные сценарные нестыковки. К примеру, алкоголь способен надолго вывести из строя Лукашина-младшего. Однако после рюмки дяди Паши он на удивление быстро оклемался в Питере. И даже успел отыскать слесаря, открывшего ему дверь.

Чего совсем нет в премьерной картине – песенной поэзии. Ну, поэзии в нашей жизни тоже стало меньше. Симптоматично перепели самую «собственническую» вещицу на стихи Евтушенко – «Если у вас нет собаки». Пугачева с дочкой под занавес исполняют романс Константина Меладзе, слегка навеянный ему симфонической композицией Баха Air.

Люди рассудка и люди сердца столкнулись в извечном конфликте, но Ипполит передал эстафету – Ираклию, а Лукашин-старший – младшему. Прерванную связь времен, как говорил Вильям наш Шекспир, восстановили. И в этом – основная заслуга картины Бекмамбетова.