Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияВозвращение одержимых
Возвращение одержимых
Январь представляет меломану возможность отдохнуть от ноябрьско-декабрьской вакханалии лишь в первые дни. Дальше начинается фестиваль «Возвращение», затем Москву практически одновременно посещают великолепные дирижеры Ион Марин и Владимир Юровский: следует выспаться и накопить сил для начала нового музыкального года. О первых его событиях – в нашем хит-параде, где мы предлагаем всё самое важное и нужное за две недели.
Первым крупным событием в новом году станет фестиваль «Возвращение» в Рахманиновском зале консерватории; на второй неделе января он пройдет в одиннадцатый раз. Когда-то проект объединил молодых российских музыкантов, продолживших обучение за рубежом; ныне многие из них известны в России и в мире как солисты, оркестранты и преподаватели.
1. Музыка для чашек и блюдец
Апофеоз каждого фестиваля – заключительный концерт по заявкам участников, вызывающий особый энтузиазм исполнителей и публики
За минувшие годы пройден огромный путь: сыграны десятки сочинений, многие из которых никогда не исполнялись в России. Ряд интереснейших произведений созданы специально для фестиваля; один из авторов, выполнивших заказ «Возвращения», – Леонид Десятников, год назад написавший пьесу к десятилетию форума. Заметным событием стало исполнение «Гольдберг-вариаций» Баха, сделанное Андреем Эшпаем для Homecoming Wind Quartet. Убедительным отчетом о проделанной работе стал недавний альбом из двух CD с лучшими номерами фестиваля разных лет – своеобразная антология мировой камерной музыки.
Форум также силен своими традициями: программы компонуются исключительно по тематическому признаку, ни одно сочинение, звучавшее прежде, не повторяется. «Возвращение XI» открывается 6 января темой «Одержимость (сны, мечты, молитвы, видения)».
Помимо музыки вполне знакомых авторов (Рахманинов, Глазунов, Изаи) прозвучат российские премьеры таких экзотических композиторов, как индус Рави Шанкар и аргентинец Освальдо Голихов. Концерт 8 января называется «Стилизации (подражания стилям композиторов, эпох и стран)»: здесь и «Сюита в старинном стиле» Шнитке, и «Гробница Куперена» Равеля, и одна из «Бразильских бахиан» Вила-Лобоса. 10 января – киномузыка: вновь Шнитке, чей эпохальный Кончерто гроссо №1 родился из саундтреков, Шостакович с Романсом из «Овода» и Джон Уильямс с Майклом Найманом.
Апофеоз каждого фестиваля – заключительный концерт по заявкам участников, вызывающий особый энтузиазм исполнителей и публики. Как всегда, много изысканной камерной музыки: две пьесы Шостаковича для октета, Моцарт в обработке Бузони, фортепьянное трио Мендельсона и многое другое.
Изюминка вечера – «Колыбельные песни» для голоса и ансамбля, написанные участником фестиваля, талантливым пианистом и ударником Андреем Дойниковым на основе народных песен русского Севера. Состав ансамбля точно не известен до сих пор, не считая того, что в одной из частей все участники исполнения сыграют на чашках и блюдцах.
2–3. Венгерские танцы и вызывающий романтизм
- Автоматчики против царей
- Первопроходцы, бюрократиада и полуденная ведьма
- Больше скрипа и шума
- Парад на Эйфелевой башне
- Валентин Сильвестров: «У меня нет стиля»
В середине января два лучших московских оркестра практически одновременно выступят со своими главными приглашенными дирижерами. 15 января в Большом зале консерватории Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) будет дирижировать маэстро Ион Марин. А тремя днями позже в Концертном зале имени Чайковского сыграет Российский национальный оркестр под управлением Владимира Юровского.
В свое время НФОР отпочковался от РНО, сегодня оба коллектива уверенно идут своими дорогами. В обоих оркестрах прошлый сезон был отмечен вступлением в должность главного приглашенного дирижера – соответственно Марина и Юровского.
Оба маэстро сравнительно молоды, оба активно работают в опере, оба отдают явное предпочтение позднему романтизму и музыке ХХ века, оба имеют у московской публики неизменный успех. Наблюдая их работу, неизменно отмечаешь точность дирижерского жеста у обоих, абсолютную цельную концепцию исполняемого сочинения; не случайно о дирижерах положительно отзываются самые суровые критики – оркестранты.
Очередной концерт Марина с НФОР состоится в рамках серии «Дирижерский карт-бланш», где программы выбирают сами маэстро. За последнее время Марин представлял в Москве по преимуществу музыку конца XIX – первой половины ХХ веков: звучали Малер, Штраус, Хартман, Стравинский, Вайль.
На этом фоне выбранная им программа выглядит вызывающе традиционно: «Фантастическая» Берлиоза и Третья Брамса – две образцовых романтических симфонии. В то же время для всякого дирижера и оркестра подобный репертуар является определенным вызовом – основа основ, которой надо владеть безукоризненно. НФОР, существующий пятый год, прежде не играл этих сочинений – тем интереснее знать, как они прозвучат у молодого, но блестящего оркестра.
У Владимира Юровского, возглавляющего также Лондонский филармонический оркестр, каждая московская программа – не в бровь, а в глаз: то шокирует публику Большого зала непривычной музыкой Сильвестрова, то представит Неоконченную симфонию Шуберта в версии, завершенной своим однокашником Антоном Сафроновым, то предложит москвичам музыку англичанина Марка Энтони Тернеджа, вовсе у нас неизвестного.
Концерт РНО 18 января в зале Чайковского откроют Танцы из Галанты венгра Золтана Кодая – эффектное, с первых нот увлекающее сочинение. Затем вечер на время приобретет классицистский уклон вместе с музыкой Гайдна: прозвучат концертная симфония для четырех солистов с оркестром и симфония №49 La Passione.
В финале – вновь музыка Венгрии ХХ века: центральное сочинение Бартока «Музыка для струнных, ударных и челесты», не исполнявшееся в Москве много лет. Так выглядит одна из самых интригующих программ Юровского за шесть неполных лет его постоянной работы в Москве. Забавно, что Бартока и Кодая, звучащих у нас отнюдь не часто, в тот же вечер играют в Малом зале консерватории, куда при желании вы также можете отправиться.
4. Если звезды зажигают
Среди участников фестиваля «Возвращение» всё больше музыкантов делает серьезную европейскую карьеру. Альтист Максим Рысанов, участие которого неизменно украшало программы «Возвращения» последних лет, недавно играл Баха в Большом зале консерватории вместе с Мишей Майским и Юлианом Рахлиным – такая компания дорогого стоит.
Эту же программу блестящее трио повторило почти во всех музыкальных столицах Европы. В ближайшем фестивале, правда, Рысанов не участвует, но несколько дней спустя выступает в Малом зале консерватории вместе с Яковом Кацнельсоном и Кристиной Блаумане – также постоянными участниками «Возвращения».
Блаумане, в свою очередь, к сегодняшнему дню стала концертмейстером группы виолончелей в оркестре «Амстердамская симфониетта» – лучшем камерном коллективе Голландии – и Лондонском филармоническом оркестре. Несмотря на столь блестящий взлет, под Новый год виолончелистка, как всегда, приезжает в Москву – сыграть на скромном, но ярком фестивале.
А 16 января Блаумане представляет сольную программу в Малом зале консерватории; в компании старых, надежных друзей она исполнит сочинения Бетховена, Брамса, Грига и Барбера. Судя по блестящему прошлогоднему сольнику Кристины в Рахманиновском зале, очередной ее концерт пропустить тем более нельзя.