Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
17 июля 2007, 16:13 • Культура

Вскрыто завещание: никому ничего

Вскрыто завещание: никому ничего

Вскрыто завещание: никому ничего
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Молва уже поспешила пожалеть экспертов столичных театральных фестивалей: нечего, мол, им, бедным, будет выбирать для номинирования да награждения из постановок завершившегося сезона. Что и говорить, урожай на удачи был как никогда скромным. Хотя и безнадежным его тоже не назовешь. Что, однако, не указ фестивальным экспертам, работающим по таинственному, только им понятному принципу.

Поговорим, впрочем, о фестивалях, когда придет время. А сейчас просто взглянем на очередной сезон. Был он довольно вялым и с точки зрения открытий, и по части «просто хороших спектаклей». А самое печальное – несмотря на стабильно большое количество выпускаемых премьер, столичная театральная жизнь напоминает полный штиль. Непонятно, откуда может подуть ветер, куда поплывет флотилия театров-кораблей. Обнадеживает лишь призрачная надежда, что этот ветер возможен.

Как вы яхту назовете…

Популярный по многочисленным киноработам Павел Деревянко тоже напомнил о себе как о хорошем театральном актере, наделенном яркой индивидуальностью

В большинстве крупных театров продолжается период безвременья и – порой – безвластия. Порой ловишь себя на мысли, просматривая сводную афишу, дабы понять, куда пойти вечером, что репертуар ряда театров пролистываешь не глядя. Потому что уже ничего не ждешь.

На минувший сезон пришлось несколько важных кадровых назначений. В Театре наций воцарился Евгений Миронов со своей творческой командой. Намеченные планы вызывают уважение: здесь и проведение фестивалей, гастроли коллективов мирового уровня (новый сезон откроется спектаклем МДТ – Театра Европы «Жизнь и судьба»), постановки самых интересных режиссеров молодого и среднего поколения. Однако успешная реализация этой россыпи упирается в финансовый вопрос. Даст бог, все получится.

Наконец-то появится новый худрук в театре Вахтангова: эту должность займет литовец Римас Туминас. Однако быстрых перемен там ожидать не приходится. В очередной раз сменил руководство театр на Малой Бронной (где, кстати, новый сезон уже открылся). Всего сезон проработал там Леонид Трушкин, режиссер крепкий и толковый, знающий способы театрального выживания, но не сумевший реанимировать «покойника». С нынешнего сезона на Бронной появился как новый худрук – режиссер Сергей Голомазов, так и новый директор – Константин Чернышев. Станет ли Малая Бронная успешным театром – посмотрим. Хотя от скепсиса удержаться сложно.

Продолжают использовать метод проб и ошибок основные столичные ньюсмейкеры: МХТ имени Чехова, «Современник», «Сатирикон». В каждом из них появились как удачные работы («Король Лир» и дилогия по Мартину Макдонаху в «Сатириконе», «Человек-подушка» того же Макдонаха и развеселые «Примадонны» в МХТ, «Мален» в «Современнике»), так и откровенно провальные. Обнадеживает тот факт, что работа этих коллективов дает ощущение живого процесса.

Равно как и труды некоторых небольших, но шустрых театров: специализирующихся на новой драматургии Центра драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина и «Практики», волшебной лаборатории Дмитрия Крымова, неизменно стильного интеллигентного театра «Около дома Станиславского». Все они выпускали интересные, в меру экспериментальные по форме и очень сильные по эмоциональному посылу работы.

Персоны грата

Сцена из спектакля «Крошка Цахес» в постановке театра имени Моссовета
Сцена из спектакля «Крошка Цахес» в постановке театра имени Моссовета
Часто бывает так, что актер, увлекшись работой в кино и сериалах, теряет изрядное количество профессиональных навыков и, выходя на театральную сцену, производит несколько иное впечатление, нежели раньше. И тем приятнее видеть тех, кто опровергает подобную ситуацию. В минувшем сезоне такие работы были. Анатолий Белый, сыгравший после перерыва сразу две интересные роли – гордого трагического писателя Катуриана в «Человеке-подушке» и зловредного смешного священника Дункана в «Примадоннах» (оба спектакля – МХТ), продемонстрировал глубину, остроту и силу своего таланта. Впервые за долгое время появилась на сцене Амалия Мордвинова, превосходно сыграв главную роль в спектакле «Нинкина земля. Чужие» (Центр драматургии и режиссуры). Популярный по многочисленным киноработам Павел Деревянко тоже напомнил о себе как о хорошем театральном актере, наделенном яркой индивидуальностью. Спектакль «Крошка Цахес» (театр имени Моссовета) по новелле Гофмана дал возможность в этом убедиться. Сменив театр и пережив прибавление семейства, очень изменилась Ирина Пегова: сохранив женственную уютность, актриса приобрела пронзительность и трагизм. Главная роль в «Рассказе о счастливой Москве» театра Табакова может считаться едва ли не лучшей женской ролью сезона.

Появились за сезон и новые актерские имена. Приятно, что увеличивается количество красивых актрис, способных как играть героинь, так и меняться до неузнаваемости. Стоит запомнить бойкую нежную Светлану Колпакову из МХТ, изысканную Елену Плаксину из «Современника», чувственную Алену Лаптеву из театра Табакова. По части юношей все обстоит скромнее, но на Алексея Черных (театр Et cetera) и на удачно появившегося на театральных подмостках «медийного» Ивана Стебунова надо обратить внимание.

А вот с молодой режиссурой – снова загвоздка. Непонятная ситуация: творческие вузы работают бесперебойно, каждый год выпуская кадры. Но куда эти кадры деваются – вопрос. Да, успешно работает Миндаугас Карбаускис, достойно вернулась после перерыва Нина Чусова, активно трудится в качестве режиссера «человек-оркестр» Владимир Панков. Но их одних на все театры не хватит. Из превосходной компании режиссеров, выпущенных несколько лет назад Камой Гинкасом, регулярно ставит только Ирина Керученко (за сезон она выпустила два интересных спектакля: «Калека с острова Инишмаан» в Центре Мейерхольда и «Я – пулеметчик» в Центре драматургии и режиссуры). Где же Антон Коваленко, Максим Кальсин, Алена Анохина? Их работы существенно обогатили бы процесс. А совсем новых имен минувший сезон не явил.

Мы вышли из леса

Отрадно, что Москва становится все более фестивальным городом. Именно благодаря фестивалям до нас доезжают всяческие театральные новинки. Список регулярных смотров – «Новая драма», NET, «Золотая маска», Международный фестиваль имени Чехова, фестиваль современного танца «ЦЕХ» – пополнил фестиваль современного искусства «Территория» и мультимедийный форум культурных пересечений Rozamira, специализирующийся на искусстве Востока. Заезжают к нам и помимо фестивального расписания знатные гастролеры – от мощнейшего Кшиштофа Варликовского до гордого стильного театра «Особняк» из Петербурга. Выбор велик, только успевай. Другое дело, что собственные достижения выглядят на этом фоне довольно скромно. А стимулом свершения «далеких гостей» почему-то не становятся.

Кто-нибудь спросит: в чем причина такого невеселого состояния дел? На мой субъективный взгляд, в лени и страхе. Боязно браться за новое, будь то драматургическое название или режиссерское имя. «А вдруг публика не примет, не поймет?» – думает очередной худрук и ставит в план постановку популярного, а то и совсем заезженного автора. Но при этом крик «Где новые имена?» не прекращается. Та же история с новой режиссурой. А если вдруг режиссер появляется, его тут же начинают рвать на части, и он чаще всего превращается в халтурщика – а что стараться, и так график на пять лет вперед расписан. Конечно, у нас есть мэтры, трудящиеся качественно и глубоко. Но их не так уж много, да и некая поколенческая уравновешенность в театре должна быть – неправильно ожидать открытий от одних и тех же, по инерции. Но самое печальное – у большинства стационарных театров давно пропала потребность в четкости высказывания. От понятия «репертуарная политика» отмахиваются за ненадобностью. И сезон за сезоном столица погружается в туман. Иногда все же прорываемый огоньками.

..............