Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
24 апреля 2007, 18:34 • Культура

Мемуары бунтарей

Мемуары бунтарей
@ elortiba.org

Tекст: Олег Рогов

Бойцы вспоминают минувшие дни – у них ведь на самом деле была великая эпоха! Плейбой джазовой эпохи Генри Миллер и любимец современной Америки Огюстен Берроуз. Их автобиографические книги недавно изданы в серии «Альтернатива».

Генри Миллер, шокировавший (чем – уже непонятно) читателей своим «Тропиком Рака», писал много, в хорошие времена по пять страниц в день, чтобы быть в форме наверное.

Результатом стали известные «Тропик Козерога», объемная трилогия «Сексус», «Плексус», «Нексус» и десятки книг эссеистики. Все это сейчас числится уже по разряду классики, как это обычно и бывает с бунтарями.

Бойцы вспоминают минувшие дни

В мое время чужую задницу можно было снять за пятьдесят центов, а теперь эти шустрячки разъезжают в машинах

Бунтарство Миллера в жизни, собственно, не выходило за рамки обычных развлечений богемы. Стилистически его проза – лирическая эротика, которая в те времена считалась чуть ли не сюрреалистической, плюс пафос маргинала – буржуазии это всегда импонировало. На русской почве нечто подобное писал в ранние годы Лимонов.

Недавно переведенная на русский «Книга о друзьях» – мемуарная проза. «Тропик Рака» тоже был автобиографическим произведением; читателям нравилось, что кто-то описывает, как ему хочется трахаться и как именно он трахается, – все это на фоне безденежья в духе гамсуновского «Голода». Месседж мемуарного тома таков: «Именно сейчас описывая все это по новой, я вижу себя как личность – объективно».

«Книга о друзьях» удобна для исследователей творчества Миллера. Можно, например, вывести корни его бунтарства из детского периода. Семья Миллер, жившая в Бруклине, была более состоятельной, чем соседи, и юному Генри было стыдно ходить в хороших костюмчиках в то время, как ему хотелось гоняться вместе с окрестной шпаной.

Мемуары Миллера предельно литературны. Он то и дело сравнивает людей, о которых вспоминает, с литературными персонажами. Те дамочки напоминают ему чеховских сестер, этот парень – персонажа Гессе.

Книга построена именно как рассказы о друзьях. Они такие же отвязные персонажи, как и сам Миллер в молодости, помешанные на беспорядочном сексе и литературе, причем у автора эти интересы практически нераздельны: «Я чуял хорошую книгу или хорошего автора, как кобель чует сучку». Впрочем, не только о друзьях, – последний раздел «Другие женщины в моей жизни» очень трогателен. 86-летний Миллер представляет ряд новелл, череду женских образов, так или иначе оставивших след в его памяти.

И конечно, предтеча сексуальной революции охотно рассуждает о ее последствиях: «Теперь же хорошая шлюха – девушка по вызову, скажем так, – может заработать пару сотен в день, не натирая спины. В мое время чужую задницу можно было снять за пятьдесят центов, а теперь эти шустрячки разъезжают в машинах, покупают себе милые квартирки, ничем не болеют и не опускаются до перепихона на улице».

Удивляют неожиданная сентиментальность (Миллер по ходу повествования то и дело утирает набежавшие слезы, о которых извещает читателей), забывчивость автора (десять центов, которые ему дал на метро друг, отказавший от дома, через несколько страниц уменьшаются вдвое) и старческое брюзжание бывшего бунтаря: «Что за волнующее и эффектное время! Никаких наркотиков, никаких хиппи, в худшем случае – пьяная богема и мелкие жулики всех мастей».

В общем, раньше и трава была зеленее, и девушки моложе.

Книга интересна еще и тем, что в ней нет примет миллеровского trade mark, метафорической образности и богемного философствования. Оно и к лучшему. Без этого старомодного флера непрерывный «перепихон» с комментариями и суждения о литературе выглядят куда более экзистенциальными, а это именно то, что так любил Миллер.

Берроуз номер три

Контркультурному автору с фамилией Берроуз (были еще авторы «Тарзана» и «Голого завтрака») жить непросто. Впрочем, Берроуз – это псевдоним, который должен, по мнению автора, повлечь за собой определенные ассоциации.

Берроуз – 15-й номер в списке 25 самых забавных людей Америки по ранжиру, заданному в Entertainment Weekly. Он известен еще и как деятель рекламы, где он успешно профессионализировался, пока окончательно не выбрал писательскую стезю, хотя до того, как в минуту жизни трудную он сел и записал всю свою недолгую, но нелегкую жизнь, он не писал ничего длиннее 30-секундных телереклам.

Его кредо – писать, не думая об успехе. В случае Берроуза этот принцип работает. За свой первый роман «Телемагазин» Берроуз получил всего 7 тыс. долларов. Теперь его книги изданы совокупно более чем полуторамиллионным тиражом.

Книга «Бегом с ножницами» считается автобиографическим произведением. «Не такой, как все» мальчик после развода родителей (папа – алкаш, мать явно не в себе) живет в семье Финча, материнского психотерапевта. Быт и нравы приемной семьи описаны смачно и беспощадно, быт замешан на таблетках и безумных взаимоотношениях абсолютно неуравновешенных людей.

Если принять все на веру – очень продуктивная атмосфера для будущего писателя. Детство Генри Миллера по сравнению с юными годами Огюстена Берроуза кажется вполне викторианским. Заметим, что Vanity Fair обвинила Берроуза в фабрикации событий, описанных им в своей книги, в той части, которая касается его пребывания в доме Финчей (ведь биография Берроуза – не тайна и настоящая фамилия этого самого психотерапевта хорошо известна).

Все описываемое в книге могло бы показаться кошмаром, если бы не отношение автора – очень легкое и воздушное, – в этом «пойнт» Берроуза, на который он поймал читателя (а теперь уже и кинозрителя – роман экранизирован). Откровенность у него иного рода, чем у Миллера, в ней скрыт большой позитивный потенциал – отказ от трагедийного восприятия.

Юмор и ирония позволяют видеть легкость там, где, не будь их, перед нами была бы педофилическая гомосексуальная драма (или мелодрама?) или занудный кризис взросления. То, что могло разбить жизнь другого подростка, у Берроуза превратилось в материал для книги, и это становится уже традицией: второй том его мемуаров – «Dry», – повествующий об опыте алкоголизма и наркологической реабилитации, ждет перевода.

Читателю импонирует предельная откровенность и легкость повествования, забавляет, что все эти «мемуары» – о недавнем. Кажется, любой этап жизни автора может превратиться в очередной том – и об отношениях с отцом, и о варке в рекламном бизнесе. Вопрос только в том, как не надоесть читателям, они ведь капризны…