Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
23 декабря 2007, 14:06 • Культура

Игорь Алексеев: «Властитель дум – хлопотная должность…»

Игорь Алексеев: Быть властителем дум хлопотно....

Игорь Алексеев: «Властитель  дум – хлопотная должность…»

Tекст: Диляра Тасбулатова

В серии «Русский Гулливер» (издательство «Наука», главный редактор – Александр Давыдов) вышла очередная книга. Причем одна из лучших – безо всякого преувеличения – книг этой серии. Между тем здесь выходили романы А. Иличевского, нынешнего букеровского триумфатора; Александра Давыдова, прозаика изощренного и необычайно глубокого; сборники стихов Ивана Жданова, Алексея Парщикова и других, не менее знаменитых и именитых.

Игорь Алексеев не затерялся среди этого блистательного списка, но и нащупал новую стезю, постепенно обозначающуюся в русской литературе – как известно, не бедной на гениев и провидцев. Не знаю, насколько Алексеев – «провидец» (сам он тщательно избегает какого бы то ни было пафоса), знаю одно: алексеевской прозе свойственна необычайная точность, сущностность, умение говорить о важном, подлинном, «притворяясь» при этом обычным рассказчиком. Это «долгосрочная» литература, не однодневная; из тех, что запоминается, из тех, что перечитывают, возвращаясь к ней снова и снова. Проще говоря, классика будущего. Перед выходом книги «Как умирают слоны» корреспондент газеты ВЗГЛЯД Диляра Тасбулатова связалась с Игорем Алексеевым (он живет и работает в Саратове) и задала ему несколько вопросов.

– Игорь, сейчас модно говорить о том, что литература кончилась… Как ни странно, эту идеи «смерти литературы» поддерживают и литературные критики, и сами писатели…

Чистая выдумка опасна: недаром эта самая чистая выдумках валяется на прилавках тоннами

– Поскольку техническая, научно-популярная и развлекательная литература процветает, чтобы не создавать терминологической путаницы, будем считать, что мы говорим о так называемой художественной литературе.

Если судить по тиражам толстых журналов и книг тех авторов, кто не относит свое творчество к вышеперечисленным видам литературы, – то да, литература при смерти.

Но это естественно. Давным-давно у нас дома выписывали одновременно «Новый мир», «Знамя», «Октябрь». И это было общепринятым явлением. Однако в самый нужный момент, писатели не оправдали ожидания читателя. Просто не помогли ему разобраться в серьезных вопросах, занимаясь литературными выкрутасами.

И читатель перестал покупать журналы и романы. Нет там ничего. Пустота.

– Интересно ли вам самому читать современных российских писателей? Если да, то кого именно?
– Современных авторов практически не читаю. Впрочем, вру – когда валялся в реанимации, прочитал с десяток томов Донцовой. Для реанимации сойдет. Тогда, по крайней мере, так казалось.

Однако сейчас, даже если очень плохо себя чувствую, к Донцовой не возвращаюсь, наоборот, читаю некоммерческих авторов – Таврова, Давыдова, Кононова. Или «Диалоги с Бродским», например.

– Вашему перу принадлежат пять поэтических сборников. И вдруг – проза. Лета к суровой прозе клонят?

– Когда мы с одним из литературоведов попытались выявить основные элементы романа, неожиданно пришли к выводу, что в романе прослеживаются те же элементы, на которых построено стихотворение. Нам даже смешно стало.

Что касается меня, то я не переходил от стихов к прозе, стихи пишу и сейчас. Но в свое время я записал несколько сюжетов, кстати, по давнишнему совету Светланы Кековой, и понял, насколько больше возможностей дает проза литератору: в прозе всегда ощущаешь сопротивление материала. Что заставляет работать всё больше и больше.

– Сливается ли герой ваших рассказов с личностью автора или вы ощущаете дистанцию между ним и вами? В какой степени?
– Вещи, кажущиеся автобиографическими, обычно перевраны безбожно. Однако – для моего письма, по крайней мере, – отпускать свое «Я» далеко нельзя.

Чистая выдумка опасна: недаром эта самая чистая выдумках валяется на прилавках тоннами. Поэтому в моем герое я всегда присутствую в той или иной степени, но не в максимальной, иначе может получиться репортаж, а не литература.

– Как по-вашему, отличается ли современная «провинциальная» литература от «столичной»?
– Я всегда говорю, что провинция не на географической карте, а в голове. Не считаю себя провинциалом ни в какой степени.

Рубцов жил в Вологде, Астафьев и Распутин в Сибири, замечательный поэт Владимир Берязев – там же. Поэт и писатель Сергей Попов живет в Воронеже. В столице больше бездельников, которые считают себя литераторами. Провинция и столица четко разделяются только на социально-экономическом уровне. Что, кстати, категорически неправильно.

– Почему, как Вам кажется, писатель перестал быть «властителем дум» и литература превратилась в эдакое частное, приватное дело? Может, в этом нет ничего плохого? Или – наоборот?
– Властителем дум будет тот, кто найдет героя, а не тот, кто просто глазеет по сторонам, потом записывает и страшно обижается, что это никому не интересно. Вообще «властитель дум» – слишком пафосная должность. Вы не находите?

А вот то обстоятельство, что художественная литература стала неким клубом, – это хорошо. Для того чтобы попасть в такой клуб, надо быть подготовленным. Современная художественная литература требует подготовленного читателя. И я не имею в виду степень образованности. Подготовленного эмоционально, и, не побоюсь, этого слова – духовно.