Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияЧерное и белое
Гангстерская драма – один из столповых жанров в истории мирового кино – в последние годы переживает не лучшие времена. На фоне мирового терроризма борьба с мафией кажется уже чем-то мелким – возня в песочнице, да и только! И все же Ридли Скотта, затеявшего эпическую драму о гарлемском наркобароне Фрэнке Лукасе, можно понять. Снять «Крестного отца» XXI века – это ли не самая достойная мечта для любого амбициозного режиссера?
Для создания «Гангстера» Ридли Скотт объединился со своим любимым актером Расселом Кроу и любимым актером своего брата Тони – Дензелом Вашингтоном. Кроме того, он пригласил в качестве консультантов реальных прототипов их героев. Ведь все, о чем повествует фильм, произошло на самом деле.
«Гангстер»
Вечное стремление снять свой «главный» фильм – лучший двигатель, помогающий даже в 70 лет стремиться ввысь
Прославленный режиссер, создавший такие знаковые ленты, как «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор» и «Черный ястреб», подошел к «Гангстеру» в статусе мэтра. Ему давно уже не надо никому ничего доказывать. Разве что себе. А вечное стремление снять свой «главный» фильм – лучший двигатель, помогающий даже в 70 лет стремиться ввысь.
В его распоряжении были не только блестящие актеры – студия выделила на постановку весьма солидный 100-миллионный бюджет. Кроме того, Скотту было достаточно легко проникнуться духом того времени: в конце 60-х он как раз жил в Нью-Йорке и частенько бывал в Гарлеме, так что хорошо помнит, каким это место было тогда. На атмосферу отлично поработал и оператор Хэррис Савидес, приехавший на съемочную площадку «Гангстера» с площадки финчеровского «Зодиака», действие которого происходит в то же время.
Но поговорим уже о сюжете. Он переносит нас почти на 40 лет назад. 1968 год. Гарлем, Нью-Йорк. Фрэнк Лукас, 15 лет проработавший водителем и телохранителем влиятельного чернокожего гангстера, который щедро делился с ним знаниями и умениями, похоронил своего босса, чинно умершего от старости. Разумеется, никто не собирается передавать ему дело, но Лукас и спрашивать не собирается.
Во Вьетнаме идет война, и из этой страны идут поставки наркотиков. Чаще всего разбодяженных сверх всякой меры. Фрэнк отправляется туда и налаживает связи для прямых поставок чистейшего героина. Его продукт под маркой «Голубое волшебство» покоряет Нью-Йорк, что было нетрудно, потому что он вдвое чище и вдвое дешевле, чем у конкурентов.
Лукас становится настоящим наркобароном, но живет тихо и не высовывается. Именно поэтому детективу Риччи Робертсу приходится изрядно попотеть, чтобы выяснить, кто же стоит за «Голубым волшебством». Но одно дело знать, а другое – доказать.
Как уже было сказано выше, Лукас и Робертс все еще живы и лично консультировали Скотта, а также игравших их Дензела Вашингтона и Рассела Кроу. Возможно, именно благодаря этому обстоятельству характеры их героев получились такими объемными. И все же в прорисовке персонажей есть один минус, работающий на реалистичность, но и мешающий по-настоящему прочувствовать фильм.
Режиссер сознательно ушел от оценок. По пятам чернокожего гангстера идет белый коп, но в картине нет черного и белого цвета. Робертс – честный полицейский, но не такой уж хороший человек, чтобы ему сопереживать. Вместе с тем и Лукас, хладнокровно убивающий человека на переполненной улице города, обладает рядом симпатичных качеств и вообще куда обаятельнее своего оппонента.
Зло вообще часто бывает притягательнее добра, и «Гангстер» не стал исключением. Вашингтон начисто переиграл Кроу, не оставив ему ни единого шанса встать с ним на одну ступеньку. Это именно Лукас – главный герой, а Робертс – лишь второстепенный. Но в любом случае ни одному, ни другому сопереживать не получается, и это не идет в плюс картине.
Впрочем, это стандартная проблема жанра. А Скотту так и не удалось оторваться от канонов. Его «Гангстер» настолько четко соответствует сложившимся представлениям о гангстерском кино, что невольно ловишь себя на мысли, что те или иные фрагменты фильма копируют что-то уже ранее снятое. Но, наверное, это, как ни странно, лишь усиливает остальные достоинства картины. Потому что, несмотря на это, «Гангстер» – потрясающая работа и, безусловно, займет достойное место в рядах лучших картин об организованной преступности.
«Лавка чудес»
Кадр из фильма «Лавка чудес» |
Мистеру Магориуму уже 243 года, и он наконец собрался умереть. Основанием для этого являются сношенные последние ботинки, закупленные когда-то «на всю оставшуюся жизнь». Но прежде чем умереть, нужно кому-то передать дела, а этот чудаковатый старичок владеет магазинчиком, в котором торгуют разными волшебными вещами.
Единственной претенденткой на роль преемника является единственная сотрудница Магориума – продавщица Молли Махони. Но она совершенно не рвется становиться хозяйкой лавки. И причиной тому вовсе не крайне вялые продажи, а ее нереализованные композиторские амбиции. Никак не может разобраться со своими проблемами и специально нанятый бухгалтер Генри Вестон, слишком земной, чтобы поверить в чудо, а также завсегдатай лавки юный Эрик Эпплбаум, слишком чудной, чтобы с ним кто-то дружил.
- Пыльная быль
- Они нас ненавидят
- В гостях у сказки
- Золотая у нас мама
- Эта ночь не кончится никогда
Стоит повториться и акцентировать внимание на том, что у каждого героя есть свои проблемы, и по всем киноканонам к концу фильма они должны – нет, просто обязаны – их решить. Но сценарист и режиссер-дебютант Зак Хелм, по всей видимости, решил, что будет оригинальным оставить все как есть.
«Лавка чудес» – вообще, пример довольно часто встречающейся ситуации, когда критики ругают фильм на чем свет стоит, а зрителям нравится. Последнее нетрудно понять – визуальный ряд картины завораживает: магазинчик переполнен всякими забавными и диковинными штуками, норовящими ожить. Дети, вне всяких сомнений, будут от этого в восторге.
А вот более искушенный зритель отметит, что недостатков у фильма больше, чем достоинств. Тут и чересчур навязчивое морализаторство, и вторичность («Лавка чудес» – своего рода гибрид «Чарли и шоколадной фабрики» и рассказа Герберта Уэллса «Волшебная лавка»), и упомянутые не выстрелившие ружья. Положение не спасают даже как всегда замечательные Дастин Хоффман и Натали Портман.
После просмотра так и остается вопросом, на кого ориентирован фильм. Для детского кино в нем слишком много непонятного ребенку, для сказки для взрослых – слишком очевидно, что это просто яркая пустышка. Неудивительно, что критики, будучи людьми взрослыми, уподобляют «Лавку чудес» тем самым шарикам из анекдота, которые красивые, но не радуют.
«Влюбиться в невесту брата»
Кадр из фильма «Влюбиться в невесту брата» |
Дэн Бернс – уже немолодой газетный колумнист, ведущий колонку практических советов под названием «Дэн в реальной жизни». А еще он вдовец, в одиночку воспитывающий трех дочерей. Причем как минимум старшая вошла в тот трудный период, когда подростки считают себя умнее родителей и без конца скандалят с ними по малейшему поводу.
И вот Дэн с дочерьми отправляется на традиционное семейное торжество. Пока идет подготовка к пиршеству, его отправляют прогуляться, и Дэн заезжает в книжный магазин, где встречает милую даму. Та принимает его за продавца и просит подобрать ей книгу, сопроводив просьбу сумбурным набором пожеланий. Дэн подошел к делу с завидным юмором, разговор перетек в изливание душ, и вдовец влюбился. Как вскоре выяснилось, свое сердце он отдал девушке брата, и теперь с этим надо что-то делать, но никак не выходит.
Глядя на столь «лобовую» локализацию названия фильма, невольно вспоминается бессмертное «Кому и кобыла невеста». А вслед за этим хочется задать риторический вопрос прокатчикам, который возникает несколько десятков раз за год: смотрел ли фильм тот, кто придумывал название? Думается, вряд ли.
Впрочем, дело, конечно, не в этом. При очевидной интеллигентской фиге в кармане и безусловном очаровании картина несколько разочаровывает, если знать, кто ее создал. А на счету сценариста и режиссера Питера Хеджеса (да, перед нами режиссерская работа еще одного хорошего сценариста, подтверждающая то, что каждый все-таки должен заниматься своим делом) – сценарий замечательной драмы «Что гложет Гилберта Грейпа?» (1993). Вот уж точно, «многия знания – многия печали». Ибо, по сути, без завышенных ожиданий фильм смотрится отлично.
На мельницу разочарования воду льют кастинговые ошибки. Удивительно, но Хеджес ошибся далеко не раз. Во-первых, Стив Кэрелл ассоциируется с не слишком интеллектуальными комедиями «Сорокалетний девственник» и «Эван Всемогущий» и уже одно его лицо настраивает на неправильный лад. Во-вторых, Жюльетт Бинош откровенно старовата для Дейна Кука, который играет того самого брата.
Вообще, картина наводит на размышления о том, насколько важен правильный выбор постановщика. Неплохой сценарий в руках начинающего режиссера Хеджеса не смог раскрыть свой потенциал в полной мере. А жаль.
«Гангстер» (American Gangster)
Звезды – Дензел Вашингтон, Рассел Кроу, Чиветел Эджиофор, Кьюба Гуддинг-мл., Джош Бролин, Карла Гуджино, Джо Мортон
Жанр – криминальная драма
Про что – про чернокожего наркобарона, завалившего в конце 60-х весь Нью-Йорк дешевыми и качественными наркотиками.
«Лавка чудес» (Mr. Magorium’s Wonder Emporium)
Звезды – Дастин Хоффман, Натали Портман
Жанр – фантастическая комедия
Про что – про обитателей магазинчика волшебных вещей, у каждого из которых есть свои проблемы.
«Влюбиться в невесту брата» (Dan in Real Life)
Звезды – Стив Кэрелл, Жюльетт Бинош, Дейн Кук, Дайан Вист
Жанр – романтическая комедия
Про что – про газетного колумниста, которого угораздило влюбиться в девушку брата.