Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияФотолики войны и мира
Фотолики войны и мира
Современная фотография способна вызывать любые состояния: от стресса, до умиротворения. Она может дать эффект присутствия при чудовищных событиях, а может увлечь в такие метафизические и философские глубины, куда раньше была способна проникнуть только живопись.
Народ празднично валил на «Винзавод». Пестрая толпа в оранжевых кедах, фиолетовых плащах и пятнистых штормовках. Осеннее паломничество любителей современного искусства! Среди преимущественно молодых граждан затесалась даже одна очкасто-усатая бабушка в зеленом пальто.
Шок
Хоппер для Штатов 60-х – как Александр Родченко для СССР 20-х
Торжественно «затекаю» со всеми в цех Белого на World Press Photo – выставку победителей мирового конкурса среди фотокорреспондентов. И практически сразу – шок от фотографии «Молодые ливанцы проезжают через разрушенный район Бейрута, 15 августа» (автор – американец Спенсер Плат, получивший главный приз). Две девушки в белом, две в черном и водитель едут по разрушенному израильскими бомбежками Бейруту в шикарном красном кабриолете. На их ухоженных лицах растерянность и сострадание. Как квинтэссенция сочетания гламура и войны – отражение в огромных зеркальных очках красавицы груды кирпичей.
Рядом – еще более шокирующее фото американки Нины Берман (серия «Портреты»). Свадебная парочка. Симпатичная среднестатистическая невеста с букетом алых роз. Рядом в форме военнослужащего США жених, у которого вместо головы что-то наподобие куска оплывшего стеарина. Вместо ушей – холмики, на месте носа – две дыры, слегка приоткрытые щелочки – глаза. В пояснении говорится, что это некий Ти Зигель. Он пострадал от взрыва террориста-смертника в Ираке. В карих глазах невесты – безнадежная серьезность.
У публики быстро пропадает игривое настроение: почти на всех призовых фотографиях жуткие лики войны: мальчик, играющий в разрушенном доме в Афганистане (откуда США изгоняли талибов); последствия взрыва нигерийского нефтепровода; похороны младенца, ставшего жертвой бомбардировки; разгон демонстрации в Будапеште.
Экспозиция не для слабонервных!
Кадры спортивной хроники и сцен из жизни природы несколько подбадривают. Хотя и здесь не обходится без жестокости: леопардовый тюлень рвет пингвина на части. Кто решил отвлечься от малорадостных сторон земного существования, направляются в подвалы Большого Винохранилища, где предлагается «отведать» изыски импортного видеоарта.
В меню сосиски и шпаги
- Глазомер, быстрота и натиск
- World Press Photo в Москве
- Виртуальный Китай
- Язык красоты, метафоры и фантасмагории
- Африканское небо на Страстном
Подборка «Круто. Страшно. Смешно» выдержана в карнавальной стилистке. Два произведения наиболее полно отражают кураторскую идею. Одно, нетрадиционный вариант ее воплощения, – мульт «Опера» (автор Ву Джуньонг, 2007) , другое, традиционный, – фильм «Не забывай меня» (Трайн Лиз Недреасс, 2004).
Китайская опера – коктейль из боевых навыков, танца, акробатики, музыки и спектакля. Ву Джуньонг в анимационной короткометражке представил это действо в виде гомосексуально-порнографического шоу. Из одежды у артистов – только высокие красные колпаки. Массовики-затейники то игриво бьют друг друга по ягодицам, то вместо половых органов у них вырастают флаги и т.п. Создалось впечатление, что эту китайскую оперу ставил Роман Григорьевич Виктюк.
«Не забывай меня» состоит из трех новелл. В первой милая девушка тщательно вытирает платком и заглатывает (по ручки) шесть шпаг; во второй подкачанный малый разбивает поштучно лбом три стопки керамической плитки; а в третьей мохнатобровый пожилой мужчина в наколках съедает блюдо сосисок, даже не запивая их – стакан с водой остается нетронутым. Трюки незамысловатые, в духе уличного цирка. Не слишком круто, не очень смешно и, к счастью (после World Press Photo), почти не страшно. (Бабушка в зеленом пальто проникла и сюда и довольно долго наблюдала за мужиком, поглощающим сосиски. Вероятно, жалела его, голодного.)
После непритязательной арт-подготовки отправляюсь в царство эстетики – на фотовыставку Денниса Хоппера.
Машина и цветок
Хоппер недавно представлял в Москве выставку «Новый Свет: три столетия американского искусства», а теперь он предложил и свой личный вклад в искусство США.
Помимо того что Хоппер известный актер и кинорежиссер (о «Беспечном ездоке» уже и напоминать неудобно), оказывается, в 50-х он занимался самым продвинутым стилем в американской живописи – абстрактным экспрессионизмом. И, как у многих, кто практиковал «живопись действия», в 1961 году у него случилась катастрофа – пожар в студии, уничтоживший более 300 полотен.
Параллельно Хоппер занимался фотографией. Все негативы сохранились, поскольку он отдал их организаторам его первой фотовыставки. Деннис решил, что свершившееся – перст судьбы, и перешел исключительно на фото. На выставке в Манеже представлено около 150 его работ с 1961 по 2006 год.
Хоппер, однако, не совсем отказался от абстрактного экспрессионизма, он перевел его с языка живописи на фотографический. Снимки закрашенных окон, трещин на стенах, обрывков реклам и объявлений – тот же АЭ с элементами дадаизма.
Параллельно Хоппер создавал галерею оригинальных фотопортретов как художников поп-арта, так и знаменитых актеров и музыкантов. В его собрании Джеймс Браун, Тина и Айк Тернер, Билл Косби, Джейн Фонда. Каждого героя он пытался представить через определенный драматический и эстетический эффект.
Деннис Хоппер: «Портрет Энди Уорхола» 1963 |
Комик Билл Косби забавно скрыт кустами, видны только ноги и лицо, которое (что для Косби редкость!) предельно серьезно. Джейн Фонда стреляет из лука по мишени, сделанной в виде мужской фигуры, – амурная охотница. Но самый выдающийся потрет – Энди Уорхола (1963).
Король поп-арта еще без парика, пусть с редеющей и седеющей шевелюрой, но – своей. Однако он уже «человек-машина»: черные очки, черный костюм, черный галстук и белая рубашка. Машина в футляре! Именно поэтому так пронзительно смотрится в его руках белый ирис, подчеркивая контраст между бесстрастной «машинной» оболочкой и внутренней душевной хрупкостью, которую олицетворяет цветок.
Хоппер для Штатов 60-х – как Александр Родченко для СССР 20-х. Наблюдательный и парадоксальный глаз живописца позволил ему сделать точную и непредвзятую фотопанораму своего поколения.
Что касается абстрактно-экспрессионистических фото, то любопытны снимки мировых мегаполисов. Отличаются работы только цветом граффити, фрагменты которых и запечатлевал художник: Прага – розово-голубая, Париж – оранжево-бежевый (граффити на дереве), Осака – красно-белая.
Из последних достижений Хоппера, когда он цифровой камерой фиксировал разные природные феномены, больше всего мне понравилась работа, где вертикальные зеленовато-розовые полосы перерастают в голубые. Только вплотную подойдя к фото, я понял, что это снимок (с близкого расстояния) берега, переходящего в пруд («Пруд храма в Киото»).
«Как обои», – прервали мои исследования две практичного вида, стильные молодые женщины. Можно и так воспринимать абстрактный экспрессионизм, в конце концов, немало давший мировому дизайну.
Так или иначе, следует признать: Деннис Хоппер – один из наиболее самобытных художников этого направления, сумевший посредством фотоаппарата расширить возможности АЭ до масштабов планеты.