Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

4 комментария
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

23 комментария
17 апреля 2007, 15:15 • Культура

Язык красоты, метафоры и фантасмагории

Язык красоты, метафоры и фантасмагории
@ Норман Паркинсон

Tекст: Максим Шульц

Фестиваль «Мода и стиль в фотографии» уже пятый раз оккупирует московские выставочные площадки и пока никому не надоел (стоит заметить, что он проходит в нечетные годы, а по четным уступает место фотобиеннале). Наоборот, этот фестиваль, равно как и прошлый, 2005 года выпуска, имеет ту же спасительную силу, что и утренний алко-зельцер: после дурманящего шквала выставок Мосбиеннале вливаться в рутинную художественную жизнь не так противно.

Пока буйствует всеми глянцевыми красками «Мода и стиль», в культурно-выставочном центре «Галилей» открылась выставка художников-семидесятников. Но сначала все же о моде и о стиле. В первую очередь о, наверное, самом главном событии недели – выставке Нормана Паркинсона.

Язык красоты

Портреты Нормана Паркинсона отличает совершенно особенная ирония: слишком тонкая, чтобы повредить их привлекательности

Ретроспектива выдающегося британского портретиста позволяет отследить путь развития Паркинсона как фотографа – зритель получает возможность понаблюдать, как сюрреалистически-созерцательный характер фоторабот постепенно уступает место более живой, энергичной и даже игривой манере. Именно этот новый стиль, который внес юмор, спонтанность и легкость в модную фотографию, совершил переворот в жанре фотографий моды. Последующая работа Паркинсона с такими журналами, как Vogue и Harper’s Bazaar, принесла ему мировую известность.

Невозможно обойти вниманием талант Паркинсона в использовании цвета в фотографии: так, даже использование ограниченного количества цветов (некоторые его работы практически монохромны) не могло лишить фотографию жизнерадостной яркости и насыщенности.

Помимо неизменной элегантности портреты Нормана Паркинсона отличает совершенно особенная ирония: слишком тонкая, чтобы повредить их привлекательности, и в то же время способная лишить излишней глубокомысленности. Теперь трудно наверняка сказать, лукавил ли Паркинсон, называя себя ремесленником, но однозначно несомненно то, что «случай Паркинсона» – это образец высочайшего профессионализма.

Метафоры

«Семидесятники» – понятие довольно расплывчатое. Кроме того, их часто (в целом незаслуженно) называют буфером, некоей инертной массой, заполняющей темпоральную нишу между периодом расцвета «Лианозовской группы» и становлением московского романтического концептуализма. Последний и вовсе заслонил семидесятников своей едкой идеологической риторикой.

Тем не менее каждый из семидесятников обладает своим собственным лицом, но все же нечто общее у них имеется. Это общее – метафоричность. С окончанием поисков положительного героя в лице очередной доярки в целях противостояния однотипной, скучной нормативности появилось иносказание. Метафоры семидесятников отличаются дерзостью, независимостью и многомерностью; это в своем роде постмодернистский диалог с историей и культурой. Так весь абсурд, вся ирония жизни нашли свою тропку в современное искусство. Несомненная заслуга семидесятников состоит хотя бы в том, что к настоящему моменту означенная тропка успела стать четырехполосным шоссе.

Фантасмагории

Название «Капричос» сразу же отсылает зрителя к испанскому художнику Гойя и его офортам, что само по себе весьма неоднозначно. Как правило, Гойя вызывает у зрителя чувства столь сильные, что становится не столь важно, какие именно это чувства. Ведь главное, как известно, – интенсивность. Для своих фоторабот Лаврухина использует гравюры художника в качестве даже не источника цитирования, но некоторого лейтмотива. Имеет место не механическое воспроизведение композиций и сюжетов и даже не попытка их переосмысления, а, скорее, иллюстрация того впечатления, которое произвела знаменитая серия офортов на автора.

Фотоработы Лаврухиной – это скорее картины, нежели фотографии. Длительная работа с эскизами предшествует съемке, а после съемки при помощи кисти наносятся классические лессировки. Далее изображение переснимается и обрабатывается в графическом редакторе. Техническая сторона – само «фотографирование» – служит в работах Лаврухиной своеобразным мостиком связи с реальностью, в то время как сюжет явно нашептан бессознательным, то есть, проще говоря, фантастичен. Именно это сочетание реального и ирреального и составляет самую суть, самую прелесть «Капричос» Лаврухиной.