Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПрофессия: дебютант
Премия «Дебют» – это та птичка на тонкой ножке, что в телерекламе призывает молодежь до 25 лет включительно присылать прозу, стихи, пьесы и прочие литературные формы на конкурс. В этом году срок приема подобных сочинений отведен с 10 июня по 20 сентября. Осенью, как водится, огласят лонг-лист, потом шорт-лист, в начале зимы пройдут мастер-классы для финалистов с последующим торжественным приемом, где объявят лауреатов.
На пресс-конференции в Доме журналиста литературный критик Дмитрий Бак, он же проректор РГГУ и завкафедрой новейшей русской литературы, рассказал, чем нынешняя литературная молодежь отличается от прежней, советской.
Молодежь идет ромбом
Ольга Славникова, бессменный координатор «Дебюта» |
Прежняя или заваливала издательства и толстые журналы своими сочинениями, которые тут же отправлялись в пункт приема макулатуры, где за 20 кг таких рукописей выдавали один том Дрюона, или до 40–50-летнего возраста ходила в «молодых», чтобы в свое время быть допущенной к совписовской кормушке. Все они чувствовали за собой «презумпцию виновности», что суются не в свое дело, мешают серьезным людям и вообще не соответствуют высоким идеалам соцреализма, которым вообще в природе ничего не соответствует.
Первое молодое постсоветское писательское поколение явилось в конце 1980-х, протискиваясь между «возвращенным» Набоковым с Солженицыным и тем же «потерянным поколением» 40-летних. Нынче же, зафиксировал Дмитрий Бак, явились невиданные доселе «новые профессионалы». Людям по 22–23 года, а у них уже и книги вышли, и имя есть, и печатаются напропалую, и премии получают, и издатели за ними гоняются. И сплошная «презумпция невиновности», – попадая в сети того же «Дебюта», то один, то другой, то двадцать второй извлекается на поверхность в качестве искомой золотой рыбки.
В этом смысле учрежденная в 2000 году фондом «Поколение» литературная премия «Дебют» не просто пришлась ко времени, а сама во многом это время сформировала. Можно вспомнить прежних лауреатов Данилу Давыдова, Кирилла Решетникова (Шиша Брянского), драматурга Василия Сигарева, Сергея Шаргунова, Олега Зоберна, критика Валерию Пустовую, поэта Марианну Гейде, только что получившую премию поэтического фестиваля в Македонии, – это все известные имена. Да и недавний лауреат Новой Пушкинской премии Алексей Лукьянов был найден в свое время именно «Дебютом». Тут подключилось и Министерство культуры, учредившее в рамках «Дебюта» премию «Голос поколения».
Два года назад возник клуб «Дебют», объединивший талантливых авторов, выявленных конкурсом, в разных городах России по месту их жительства. Кого-то вызывают на семинары в Москву, где они встречаются с известными писателями. Другие участвуют в фестивалях новой литературы и издают книги в своих городах. В итоге, как отметила бессменный координатор премии писательница Ольга Славникова, возник «дебютный» пул авторов. Те, кто присылал свои первые произведения в 19 лет, растут во времени, пишут все лучше, входят в большие списки претендентов, потом – в малые, наконец, получают к своим двадцати пяти искомую премию. Тенденция, однако.
Во главе с Маканиным
Ольга Славникова, Михаил Бутов, Майя Кобахидзе из Федерального агентства по культуре и кинематографии |
За шесть лет «Дебюта» через конкурс прошло более 250 тысяч рукописей. Так называемые ридеры, на основе рекомендаций которых и формируются «длинные списки», сами каждый год обновляются наполовину. Далее к чтению рукописей подключается специальное жюри. В этом году его возглавляет писатель Владимир Маканин, он же курирует номинацию «Крупная проза». Другие члены жюри – Марина Вишневецкая («Малая проза»), Олег Чухонцев («Поэзия»), Александр Мишарин («Драматургия»), Алла Латынина («Литературная критика и эссеистика») и Роман Сеф (Литература для детей»). Последние две премии относятся к так называемым «плавающим номинациям», которые год от года меняются, – то философия «всплывет», то фантастика с юмором, то киноповесть, чтобы никому не было обидно.
По поводу грядущего потока рукописей «детской литературы» пару скептических слов сказал писатель Михаил Бутов, который в последнее время постоянно возглавляет «экспертов-ридеров» то в премии «Заветная мечта», то в «Большой книге».
Он предсказал вал чисто ученических почеркушек, потом разнообразных сказок с философической претензией и, наконец, бесконечных ремейков «Гарри Поттеров» и «Ночных дозоров». Потому что непонятно, что есть, собственно, детская литература – сочинения детей о себе, сочинения взрослых о своем детстве или послания детям из большого времени литературы как таковой? В ответ все задумались, никто не спорил, лишь Ольга Славникова добавила, что хотелось бы еще «детского нон-фикшн» – например, книг о путешествиях и тому подобном, внесюжетном.
Остальные члены жюри высказались довольно кратко и обтекаемо, пожелав себе и другим чуда в виде нового ритма и звука, которые бы привнесло входящее в жизнь литературное поколение. Более пространен был лишь Александр Мишарин, который, порадовавшись тому, что у нас сейчас порядка полусотни талантливых молодых драматургов, посетовал на то, что у них всех есть два врага – зритель и режиссер. Первый хочет острого или сладенького, а второй заряжен лишь на клип, шок и самовыражение. Хорошо было Чехову, у которого был свой МХТ, или Володину – с БДТ и «Современником».
Но любой драматург по природе своей талантлив, – лезет, как полынь, отовсюду и уже с первой пьесы проявляет гениальность, как Грибоедов. Или как автор идеи премии «Дебют» и член Общественной палаты, тут же сидевший по его левую руку, Дмитрий Липскеров, написавший в 18 лет «Школу для эмигрантов» и, подобно автору комедии «Горе от ума», навсегда оставивший это дело. Перейдя, правда, не на дипломатическую работу в Персию, а на писание прозы и организацию литературного процесса в России.
- Большая игра в литературу
- На фоне Пушкина
- Не забытое старое
- Российским фильмам вручали «Нику»
- Лауреаты забили на «Гвоздь сезона»
В общем, все увлеклись друг другом и забыли сказать: произведения лауреатов и финалистов конкурса будут напечатаны отдельными книгами или в сборниках. Победители по номинациям получат «эксклюзивный гонорар» в 90 тысяч рублей, а финалисты по 20 авторских экземпляров книги.
Судя по фирменным ручкам, блокнотам, шоколадкам и прочим приятным атрибутам пишущего человека, раздаваемым участникам пресс-конференции, дело поставлено на широкую ногу. Дебютант – это сегодня звучит гордо и уже почти профессионально.