Игорь Переверзев Игорь Переверзев Реальных экономических революций нет и не предвидится

Бизнес начинает выдумывать всякие несуществующие проблемы и навязывать потребителям мысль, что у них что-то страшно болит. Маркетолог из человека, который ищет боли, превратился в человека, который зомбирует потребителя, убеждая того, что ему плохо.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
30 августа 2016, 10:00 • Авторские колонки

Сергей Худиев: Россия и США меняются ролями

Сергей Худиев: Россия и США меняются ролями

Россия в той мере, в которой она стремится утвердить свой суверенитет и влияние, естественным образом оказывается в консервативной части спектра. Именно такая позиция позволила бы ей привлечь симпатии людей, в том числе в самих США.

Как сообщают англоязычные новостные ленты, в США в ряде мест (Аляска, Флорида...) заседания городских советов начались с торжественного призывания имени сатаны. Формально сатанизм – легальный, зарегистрированный культ, если его адепты хотят совершать свои обряды перед заседанием органов власти – имеют право, свобода вероисповедания.

Баптисты в России – это не те люди, которые могли бы быть агентами влияния нынешнего американского руководства

Но свобода вероисповедания существует в США больше двухсот лет, при этом еще недавно публичные взывания к Князю Тьмы в административных зданиях были бы немыслимы – не по формально-юридическим, а по культурным причинам. Но теперь культура изменилась.

Еще совсем недавно, при Джордже Буше, американский протестантизм мог восприниматься как квазигосударственная религия, в которой вера в Библию смешивалась с верой в американскую исключительность, преданность Богу – с патриотизмом и горячим одобрением родного государства. Это особенно было заметно при начале иракской войны, когда от доброго протестантского христианина ожидалось, что он будет добрым американским империалистом.

Но сейчас ситуация изменилась самым радикальным образом. Развод между американской политической элитой и христианством практически состоялся. 

Политическое руководство США больше не является протестантским или христианским вообще. То есть формально, конечно, политики могут относить себя к христианам, но по всем вопросам, которые разделяют христиан и их секулярных оппонентов, – таким как отношение к абортам, признанию однополых сожительств «браками», сворачиванию свободы вероисповедания под предлогом «борьбы с дискриминацией» – они прочно стоят на антихристианских позициях, на что американские христиане с негодованием указывают.

Сатанистов в США теперь стало больше (фото:Rebecca Cook/Reuters)

Формально сатанизм – легальный, зарегистрированный культ (фото:Rebecca Cook/Reuters)

Показательно, например, что на съезде Демократической партии слово для выступления было предоставлено Сесиль Ричардз, лидеру Planned Parenthood, крупнейшей организации, осуществляющей аборты на всей территории страны, организации, недавно уличенной в том, что она продавала части абортированных младенцев в качестве материалов для исследований.

Для американских христиан Planned Parenthood – это воплощение торжествующего зла, захватывающего Америку, и выступление Ричардз на съезде Демократической партии – это очень болезненное напоминание о том, что влияние христиан чрезвычайно упало, что партия, которая, вероятно, посадит своего кандидата в Белый дом, не считает нужным считаться с их негодованием.

Как пишет консервативный американский публицист Мэтт Уолш, христианин не может поддерживать эту партию, что вполне понятно: позиции Хиллари Клинтон по всем разделяющим вопросам резко и последовательно антихристианские.

Впрочем, самих демократов это не слишком беспокоит – консервативные христиане проиграли то, что в Америке было названо «культурными войнами», и утратили влияние на власть и на культуру в целом, с ними можно особенно не считаться.

В этой ситуации отношение американских христиан к происходящему в их стране является резко негативным, многие уже пишут о перспективе массовых гонений, элементы которых уже проявляются в преследованиях предпринимателей-христиан за отказ обслуживать гей-мероприятия.

Поэтому консервативные протестанты (и христиане вообще) являются в США не властью, а хотя и довольно многочисленной, но оппозицией. В то время как политическое руководство этой страны клянется продвинуть по всему миру свои крайне либеральные воззрения, христиане смотрят на это с ужасом и отвращением.

На этом фоне в христианских кругах можно увидеть даже сдержанное одобрение положения дел в России: в то время как Америка оставляет свое христианское наследие, Россия переживает бум строительства церквей.

Многие констатируют поразительную перемену мест: недавний оплот христианства – США – превращается в экспортера нечестия, пока на месте, где буйствовал «безбожный коммунизм», возрождается христианская вера.

Почему важно это заметить? По ряду причин, в том числе чисто политических.

Идеология – это инструмент влияния. Руководство США избрало в качестве своего инструмента идеологию, последовательно отвергающую консервативные и христианские ценности, и непохоже, что в будущем это изменится.

Россия в той мере, в которой она стремится утвердить свой суверенитет и влияние, естественным образом оказывается в консервативной части спектра. Именно такая позиция позволила бы ей привлечь симпатии людей, в том числе в самих США.

На этом фоне особенно печально видеть сообщения о проблемах, которые возникают у российских баптистов после принятия «поправок Яровой». Эти поправки не только (и даже не столько) создают формальные возможности для нападок, сколько воспринимаются как знак общего направления политики: протестантов следует как-то прижать.

Это может быть слабо связано с намерением законодателей или высшего руководства страны – это скорее то, что в социологии называется «непреднамеренными последствиями», а в художественной литературе хорошо описано в рассказе Аркадия Аверченко «Люди, близкие к населению»: когда при движении сигнала вниз по властной вертикали он искажается до противоположного.

Но в любом случае эффект оказывается скорее негативным. Было бы странно, если бы противники властей не воспользовались ситуацией и не поспешили заявить о гонениях в России на христиан западных исповеданий.

Интернет полон комментариев, обращенных к российским протестантам: вы были лояльны российскому руководству, теперь посмотрите, как оно вас отблагодарило. Теперь вы видите, что лояльность не работает, вам нужно смело бороться против «режима Путина»!

У этих голосов есть шансы быть услышанными, потому что люди обычно руководствуются эмоциями. Гнев и обида, вызванные несправедливыми притеснениями, могут повлиять на них сильнее, чем разумные доводы.

Причины подозрительности в отношении протестантов понятны: баптисты традиционно воспринимаются как «друзья заграницы». Это вероисповедание американского происхождения и поддерживающее связи с американскими собратьями. США – преобладающе протестантская страна, поэтому в протестантах легко видеть агентов ее влияния.

В условиях ухудшения отношений с Америкой, власти которой подозреваются (с некоторым основанием) в намерении учинить в России «цветной» мятеж и смуту, наезжать на баптистов кажется хорошим способом продемонстрировать бдительность и патриотизм.

Но такая логика отражает положение вещей, которого больше нет. Нынешние власти США экспортируют не протестантизм, а гей-парады. Баптисты в России – это не те люди, которые могли бы быть агентами влияния нынешнего американского руководства.

Скорее это России стоит побороться за симпатии консервативных и христианских сил на Западе, а для этого по меньшей мере не притеснять их единоверцев у нас.

..............