Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

20 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
4 февраля 2014, 09:00 • Авторские колонки

Кирилл Мартынов: Салочки на кладбище

Кирилл Мартынов: Салочки на кладбище

Взрослые скучные. Мир быстро меняется, а мы не хотим в этом участвовать. В социальном смысле слова мы уже умерли. И наше желание запрещать связано лишь с тем, чтобы как можно скорее превратить живых и юных в таких же унылых хрычей, как мы.

В конце прошлого года я, как представитель Высшей школы экономики, имел просветительскую беседу со школьниками из подмосковного поселка Московский, в семи километрах от МКАД по Киевскому шоссе.

Нет, друзья, проблема не в аниме. Проблема в нас самих, во взрослых. И в том, в какое общество мы приглашаем наших детей

Вообще с учащимися средних учебных заведений я по долгу службы сталкиваюсь достаточно часто, но это, в основном, совершенно особенные дети, достаточно целеустремленные и амбициозные. Как правило, из хороших семей, ведь если двадцать лет назад считалось, что учиться – удел нищих, а остальным все купит папа, то теперь приоритеты несколько поменялись.

В Московском, однако, публика была другой. В молодом поселке, выстроенном на бывших землях совхоза с одноименным названием, учатся дети, приехавшие из разных городов, создается новый культурный слой. Передо мной были девятиклассники, которых учителя политкорректно называют «спортсменами». В хлопковых спортивных штанах, уставившиеся в телефон, многие имеют опыт привода в полицию. Разговор закономерно зашел о том, как устроиться в жизни.

Девятиклассники поведали мне, что учеба – это напрасная трата времени. Важно иметь правильные знакомства. Вот папа одного из них уже устроил своего старшего сына в институт нефти и газа, за взятку и по знакомству. Среди удачных жизненных стратегий рассматривалось также поступление в Академию ФСБ. У меня настойчиво пытались узнать, как можно добиться этой заветной цели.

Служба в органах дает богатые перспективы для личного обогащения и, в конце концов, связана с покупкой «Мерседеса». Даже армейская карьера нравится «спортсменам» при условии, что это «контракт на службу на Новой земле за 5 млн рублей» – апокрифическое предание, которое передается школьниками друг другу. Но лучше все-таки знать правильных людей, освоить мастерство взятки и отката и устроиться.

Какие меры следует в первую очередь предпринять по итогам трагедии в столичной школе номер 263?





Результаты
252 комментария

Школьники сообщили, что сейчас так живут все и что не надо пытаться их обмануть. Так закончился наш урок по профориентации. Мне было нечего сообщить этим вполне сформировавшимся личностям об устройстве российской жизни, они в четырнадцать лет знали все, что им нужно знать.

Как это связано с убийством учителя в московской школе № 263? Если вы думаете, что я хочу сформулировать какую-то мораль про бездуховность и разложение молодежи, вновь предложить лучше воспитывать молодых людей, то вы ошибаетесь. По-моему, все обстоит значительно хуже.

Как мы реагируем на новости о расстреле учителя? Предлагаем ставить в школе рамки металлоискателей, усиливать охрану, проверять школьников. Политолог Марков и вовсе увидел проблему в административном свете. Нужно, сказал он, ввести в школе специальную должность заместителя директора по безопасности. Это привычное мышление. Проблемы у нас решаются при помощи запретов и усиления бюрократического контроля.

Мы с энтузиазмом ищем врагов. В качестве причины роста подросткового насилия называются компьютерные игры, американские боевики, разлагающее влияние телевидения, слишком свободный интернет. Появилась даже новость о том, что в Русской православной церкви разрабатывают систему по борьбе с аниме. Во имя, так сказать, спасения вечной души.

Нет, друзья, проблема не в аниме. Проблема не в бессмысленном затасканном тезисе о бездуховности подростков. Проблема в нас самих, во взрослых. И в том, в какое общество мы приглашаем наших детей.

Дикий капитализм, установившийся в России двадцать лет назад, предлагает набор техник для выживания и встраивания в систему. Никаких «ценностей» за пределами «договорился», «украл», «устроился» здесь не существует. Мы к этому привычны и даже знаем соответствующие мантры: «ничего не изменить», «это Россия», «мне что, больше всех надо»? Инициативы подавляются, отличия стираются.

Но главное – мы, взрослые, ленивы и нелюбопытны. Нас не интересует, как и чем живут дети. У нас нет времени дружить и играть с ними. Мы ничего не понимаем в мире современного подростка, которому приходится собирать свое представление о реальности из картинок в социальных сетях, навыков кооперации и стратегии в Dota 2, деградировавшей системы среднего образования и лицемерия старших. У вас, кстати, есть дети-подростки? Вы знаете, что такое Dota 2? А что такое фанфик или лурк?

Взрослые скучные. Мир быстро меняется, а мы не хотим в этом участвовать. В социальном смысле слова мы уже умерли. Жизнь продолжается в пабликах «ВКонтакте» и в онлайновых играх, где дети сегодня учатся творчеству и любви. И наше желание запрещать связано лишь с тем, чтобы как можно скорее превратить живых и юных в таких же унылых хрычей, как мы.

Подростки играют в салочки на социальном кладбище, хранителями которого мы сами вызвались быть. Мы вспоминаем о них, только когда новости приносят трагедии, и только для того, чтобы поворчать и придумать, что бы еще запретить.

Разговор о подростках нужно вывести за рамки этого репрессивно-пенитенциарного дискурса. Дело не в запретах, а в том, чтобы знать, чем живут дети. Дело в том, чтобы жить вместе с ними, видеть, как они создают свой мир, и помогать им в этом. Быть для них друзьями и помощниками, а не цензорами.

Если уж искать мораль, то не под фонарем. В американском мультипликационном сериале «Южный парк», который многие считают примером крайнего цинизма и морального разложения и который в действительности учит дружбе, взаимопомощи и рассказывает о важности семьи для человека, была такая история. Папа одного из героев Рэнди Марш, простой американский парень из Колорадо, приходит на помощь своему сыну Стэну в онлайновой игре World of Warcaft. Благодаря самоотверженности Рэнди, Стэн с друзьями побеждают злодея, который мешал играть другим детям, и становятся героями.

Никто не рассуждает здесь о морали и нравственности, никто не проводит тренингов по укреплению семьи с участием психологов. Рэнди просто делает то, что важно для его сына. И так они узнают, что значит быть семьей.

Консерваторы, естественно, придут от таких аналогий в ужас. И вместо того чтобы поинтересоваться жизнью детей, снова заведут тоскливую шарманку о запрете аниме и шутеров. После трагедии в школе № 263 так уже сделали все, кому было не лень.