Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
19 марта 2013, 11:55 • Авторские колонки

Александр Разуваев: Две стороны одной медали

Александр Разуваев: Две стороны одной медали
@ из личного архива

В России одна половина считает, что бедные – это глупые и ленивые, другая – что они обворованные и несчастные. При этом значительный процент людей полагает, что бизнес и мир денег в принципе несовместим с христианской моралью.

В российской блогосфере, а иногда и печатных и электронных СМИ часто поднимается тема капитализма и морали, а как продолжение – тема социал-дарвинизма. Точек зрения по данному вопросу очень много, в том числе абсолютно радикальных и противоположных друг другу. Ведь у нас каждый – эксперт в области морали, почти каждый – непризнанный гений в деньгах.

Россия, к сожалению, совершила роковую ошибку, которой удалось избежать Китаю

А современный русский и шире мировой капитализм по душе далеко не всем. За нулевые годы долларовые доходы граждан России выросли примерно в 10 раз. В реальном выражении, т. е. с учетом инфляции, примерно в два раза. Однако социальное неравенство не сильно изменилось с 90-х годов. В России одна половина считает, что бедные – это глупые и ленивые, другая – что они обворованные и несчастные. При этом значительный процент людей полагает, что бизнес и мир денег в принципе несовместим с христианской моралью, ставя знак равенства между бизнесом и воровством. Помойка в голове – дело опасное, и если данная статья устранит ее хотя бы у части моих читателей, я буду считать, что не зря потратил свое время.

На самом деле в экономике существуют четкие законы, как в химии, физике и любой другой естественной науке. Современный капитализм как экономическая и социальная система построен именно на этих законах. Советский социализм их в значительной степени игнорировал и, как только административно-силовое давление ослабло, рухнул естественным путем. В этом отношении Россия, к сожалению, совершила роковую ошибку, которой удалось избежать Китаю. В России так называемая демократизация или политический хаос привели к краху государства и, как следствие, к краху экономики. Китай начал переход к капитализму, сохранив политическую власть партии, сохранив государство и его контроль, и в итоге совершил экономический рывок. Теперь нам Китай никогда не догнать даже в случае консолидации Беларуси, Казахстана и других бывших советских республик. Однако вернемся к основной теме.

Жажда наживы – абсолютно естественный человеческий инстинкт, как голод, жажда или сексуальное влечение. Хотя, конечно, у каждого человека и нации он развит в большей или меньшей степени. Любой разумный индивид старается минимизировать свои расходы и максимизировать доходы, денег никогда не бывает много. При капитализме отношения между людьми и компаниями построены по законам дикой природы, выживает сильнейший. Это есть восхваляемая и ненавидимая, но всегда справедливая невидимая рука рынка. Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.

История доказала, что страны, в которых принципы капитализма были реализованы в наибольшей степени, оказались наиболее успешными в военно-политическом плане. За то, что Россия отказалась пойти по пути капитализма, наша страна сначала заплатила поражением в Крымской войне, а затем коммунистическим экспериментом. Не стоит забывать, что СССР был не только великой, но, мягко сказать, не очень богатой страной. В побежденной Западной Германии старики имели значительно более высокое качество жизни, чем в победившем СССР.

Однако есть один очень важный момент. Деньги – это лишь одна сторона медали. Любой человек не только homo economicus. Кроме рыночной системы, в которой он функционирует, есть еще социальная система. Где присутствует не жажда наживы и экономическая целесообразность, а христианская мораль. В рамках социальной системы мы часто что-то делаем искренне и бесплатно, особенно друзьям и близким, не надеясь получить что-то взамен. Для примера: автор этих строк всегда и с чувством внутреннего удовлетворения жертвует Церкви. Однако всегда испытывает чувство дискомфорта, когда слишком рано фиксирует прибыль на фондовом рынке. И дело здесь не в том, что получилось заработать меньше, дело в охотничьем азарте, в том, что не удалось получить максимальный результат.

Наиболее наглядно разделение между рыночным и социальным секторами жизни демонстрирует отношение мужчин к «платным» дамам и дамам, с которыми у них отношения. Предвижу упреки ханжей и пионеров, однако замечу, что платной любовью хоть раз в жизни пользовался почти любой мужчина. Так вот мужчина почти никогда не идет на отношения с женщиной, которой платит за секс. Это рыночный сектор его жизни, в нем отношения – табу. Для него она лишь приложение к коньяку и мясной нарезке. Однако в случае отношений с женщиной, т. е. находясь не в рыночном, а в социальном секторе своей жизни, мужчина с удовольствием тратит значительно большие суммы на свою избранницу. Она для него его избранница, которую он обязан достойно кормить и оберегать. Подтверждается старое, известное еще в XIX веке правило, что бесплатная любовь на карман выходит значительно дороже платной.

Так или иначе рыночный и социальный секторы присутствуют в жизни каждого современного человека. Если вам не нравится жизнь в социальном секторе, то рано или поздно вы ответите за это перед Богом, а если вам не нравится рыночный сектор, то у вас есть только один выход – монастырь. Впрочем, современные монастыри также часто являются субъектами рыночной экономики. О том, что Церковь должна быть слабой и бедной, мечтают лишь воинствующие безбожники и богоборцы. Поэтому всем настоятельно рекомендую соблюдать христианские заповеди и любить ближнего своего, а со всеми остальными поступать так, как велит невидимая рука рынка.

..............