Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
1 апреля 2012, 10:38 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Всероссийский Брянск

Михаил Бударагин: Всероссийский Брянск

Убийство девятимесячной девочки, всколыхнувшее Россию, показывает, как именно работает традиционное общество с традиционными ценностями, за которые страна, призывающая распять преступников, так ратует. Парадокс? Вряд ли.

От того, что произошло в Брянске, волосы встают дыбом только у современного человека, прошедшего – пусть и в искаженной форме, пусть и заочно, пусть и по задам – все уроки гуманизма, который учит нас тому, насколько ценна человеческая жизнь.

Извините, но в мире «духовности», «возрождения традиций» и «ценностей» никакого человека с его жизнью вообще нет, и взяться ему неоткуда

Между тем стоит вспомнить, что традиционные общества относятся к смерти детей совсем иначе, чем мы. Да и женщин в массе своей не жалуют. Из традиционализма и вырастают трагедии, подобные брянской, все отличие состоит в том, что к XXI веку мы научились набрасывать на такие истории маскировочную сетку, чтобы уже под занавес ограничиться истеричными призывами «расстрелять», «повесить» и «сжечь».

Попробуем эту сетку сбросить.

Французский исследователь Филипп Арьес в своей книге «Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке» подробно и обстоятельно рассказывает о том, что «дети», как мы понимаем их сейчас, изобретены европейским Просвещением, то есть относительно поздно. В России Просвещения не было, и безразличие к детям в той или иной степени сохранялось вплоть до XX века: в крестьянских семьях ребенок должен работать, все остальное, в общем, было делом сто пятидесятым. Отсюда – малопонятный современному городскому жителю глагол «приспала», т. е. случайно задушила (или придавила) во время сна.

Стоит ли говорить, что никаким преступлением это не являлось, а в Европе Средних веков детей до двух лет вообще старались не хоронить на кладбищах, иногда просто закапывая во дворе, как домашних животных.

Традиционное общество относится к неработающему ребенку скорее как к обузе, к лишнему рту, поэтому ценность его жизни исчезающе мала – странно даже писать об этом, но уж слишком часто любители посконной морали оперируют даже не самой посконной моралью, а какими-то своими шизофреническими представлениями о ней.

Логичным продолжением истории о детях является сюжет о женщинах, которые до так всеми проклинаемой эмансипации не имели в семье мужа вообще никаких прав ни на что. Наследовал, напомню, старший сын, а не жена. Жена молчала, получала немного побоев, немного ласки, немного еды и работала: сначала в родительском доме, потом – после передачи с рук на руки – в мужнем. Это – традиционное общество и традиционные ценности. Любовь? Нет, не слыхали.

А теперь рассмотрим омерзительную брянскую историю уже с этой точки зрения.

Есть муж, который бьет жену и бьет ребенка, убивая последнего, явно не намереваясь довести дело до уголовки. Кто таков муж с точки зрения этой вашей людоедской традиции? Нормальный человек: его жена, его ребенок, хочет – бьет, хочет – не бьет. Жена, которая молчит, не идет в полицию после первого же удара этого урода, а потом помогает ему скрыть убийство – кто она? Нормальная такая жена, идеал патриархального общества, надежда и опора ценностей брака, за который у нас все любят покричать по утрам и вечерам.

Пара убила ребенка вместе, убила вполне сознательно, никакой случайности тут нет. Сознательность в данном случае состоит только в том, что традиционное общество – это право сильного измываться над слабым, право растерзать, изувечить и выбросить, потому что тот, кто силен, тот и продолжает род. В перерывах дозволяется водить хороводы и играть на гуслях.

Просто один людоед не рассчитал своих сил. А сколько людоедов силы рассчитывать умеют? А сколько из умеющих рассчитывать силы приходят теперь требовать сурового и справедливого возмездия?

И убийцы отвратительны ровно настолько, насколько отвратительно российское общество, которое сначала обучает само себя тому, что абстрактные понятия выше человеческой жизни, а потом удивляется, как низко упала эта жизнь в цене.

Извините, но в мире «духовности», «возрождения традиций» и «ценностей» никакого человека с его жизнью вообще нет, и взяться ему неоткуда. Есть Добро, Любовь, Вера, Правда и все такое прочее с большой буквы, а всякий, кто наше Добро недодобрит и нашу Духовность поставит под сомнение, тут же получит ломом по голове, чтобы не высовывался.

Вот, например, целая Кубань уже митингует под такими лозунгами, что просто рыдать хочется от концентрации пафоса и пошлости, вот, например, уже читатели газеты ВЗГЛЯД в комментариях к нашей недавней статье о воспитании рассуждают о том, что нужно все-таки бить детей-то для пользы дела-то, а то избалуются, будут себя вести «не так». Я на все сто с лишним комментариев так и не увидел ни одной попытки хотя бы понять, что дети – это не чьи-то вещи, которые могут взять и, сволочи такие, сломаться, а тоже живые люди. Они могут думать, чувствовать, страдать – и если взрослые уже этих простых опций лишены, а умеют только бухтеть «духовность, духовность», то по себе судить всех не стоит.

Брянская история если что и доказывает, так только то, что за защиту традиций от разврата платить приходится очень высокую цену – и цена эта будет возрастать год от года. Традиционные общества жестоки, а современные общества, решившие вглубь веков вернуться, становятся жестокими втройне.

Духовность тоже требует жертв.