Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
10 марта 2011, 12:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: РПЦ против...

Михаил Бударагин: РПЦ против...

Россия – гораздо более светская страна, чем это обычно представляют борцы с церковью. Мало того, прихожан не становится больше, и последние выступления иерархов РПЦ убедительно объясняют, почему.

Я бы никогда не подумал осуждать Русскую православную церковь – кто я, в конце концов, такой, чтобы поучать организацию, которая старше битвы на Куликовом поле – но в качестве ремарки позволю себе заметить, что сегодня РПЦ зачем-то делает все, чтобы оттолкнуть от себя потенциально лояльных к ней людей.

Судя по всему, кто-то кому-то когда-то сказал, что РПЦ закостенела, далека от людей, не современна, и теперь церковь ищет какие-то информповоды, чтобы «вписаться в контекст

Последние высказывания отца Всеволода Чаплина о еще не введенной социальной карте москвича, как и странная критика Александром Дворкиным Бориса Гребенщикова*, как и чаплинские же сентенции о моде – все это для многих людей и есть единственное объяснение того, как выглядит РПЦ сегодня.

То есть мы можем догадываться, наверное, что она на самом деле другая, что она глубже и правильней, но некому нам рассказать об этом. А о голом пупке – пожалуйста.

Потрясающая история, но люди готовы простить РПЦ и полное, категорическое отсутствие даже намека на нестяжание, и уже почти в военный фрунт вытягивание перед нынешними кесарями (причем ладно бы перед двумя – нет, вообще перед всяким), и иногда странно суетную светскость, и постоянное испуганное оглядывание, как в случае со школьными основами православной культуры – все можно понять, кроме вот этих публичных саморазоблачений.

Все три истории – и о женской форме одежды, и о БГ, и о социальной карте – объединяет только одно: РПЦ совершенно не в силах со всем этим хоть что-нибудь сделать. Россия – очень светская страна (это в США по воскресеньям ходят в церковь кварталами, если не городами), и женщины здесь будут одеваться так, как сочтут нужным. БГ, честно говоря, вряд ли сильно нравственно пострадал от осуждений (в том, что он никак не пострадал материально, и сомневаться не стоит – как собирал полные залы, так и будет собирать еще сто лет). И социальную карту москвича, разумеется, введут.

Эта карта – просто воплощение уже несколько лет существующего тренда на максимальную компактность информации о человеке, и все опасения о том, что «государство будет знать о людях все», к сожалению, разбиваются о тот простой факт, что сегодня не только государство знает о людях все, но корпорации, которые рекламируют свой товар через контекстную рекламу, знают о людях все, да и сами люди – через социальные сети и блоги – знают друг о друге все.

Информации о человеке и для человека стало так много, что ее унификация (и кодировка) просто неизбежна, и отказ от нее будет рано или поздно равносилен отказу от мобильного телефона в пользу стационарного.

Если бы я был конспирологом,  я бы предположил, что в РПЦ действует группа иерархов, намеренно дискредитирующих организацию, и стоит только от них избавиться, все как-то само устроится. Так можно было думать до тех пор, пока патриарх не выступил вдруг с разоблачительными новостями о росте тарифов ЖКХ, о которых он услышал от своего водителя.

Если бы я был прихожанином на пороге храма, то услышав о ЖКХ, БГ, социальных картах и дресс-коде, развернулся бы и пошел домой. Не потому что все это как-то устрашает или отталкивает, а потому что все это как-то глупо. Даже если в церковь идут не за умом, то не до такой же степени.

Объединяющая миллионы людей организация может быть какой угодно, но она не может позволить себе быть служанкой – ни у власти, ни у собственной паствы, ни у нынешней конъюнктуры. РПЦ же, обладая огромным запасом влияния и авторитета, зачем-то бессмысленно мечется между властью, прихожанами и конъюнктурой.

Судя по всему, кто-то кому-то когда-то сказал, что РПЦ закостенела, далека от людей, не современна, и теперь церковь ищет какие-то информповоды, чтобы «вписаться в контекст». И с каждым информповодом совершает все больше и больше ошибок.

Я не знаю, что нужно сделать церкви, и даже не очень представляю, какие сама церковь ставит перед собой задачи (спасение душ? рост количества монастырей? хорошие отношения с властями? участие в политике?), но с точки зрения далекого от внутренней кухни РПЦ мирянина все последние церковные телодвижения вызывают то ли неловкость, то ли сочувствие, то ли оторопь.

К этому ли РПЦ стремится? Почему-то не уверен.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............