Игорь Караулов Игорь Караулов Европа выбрасывает демократию за ненадобностью

Европа беднеет, становится малоперспективным экономическим захолустьем мира. Недовольство граждан непременно будет расти – а значит, можно ожидать и подъема популярности тех партий и политиков, которых принято считать несистемными. Поэтому лучше загодя их вырезать, «не дожидаясь перитонита».

13 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зеленский предчувствует свою участь

Человек смертен, и, главное, внезапно смертен. Никто не знает, сколько кому на роду написано. Теряющему разум Зе явно стоит внимательно оглядываться по сторонам...

13 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Искусственный интеллект никогда не заменит учителя

Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен – но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди – хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений – а не роботы.

34 комментария
25 апреля 2008, 18:52 • Авторские колонки

Андрей Ковалев: Фигаро – развод и девичья фамилия

Андрей Ковалев: Фигаро – развод и девичья фамилия

Le nozze di Figaro готов слушать и смотреть в любом исполнении. Эту чудную штуку можно называть и «Свадьбой», но лучше все же «Женитьбой». Одно слово – роскошь и великолепие.

Поэтому и отправился в Стасика на новосибирскую версию . Надеялся на то, что народ провинциальный, должен расстараться.

Есть у меня все же надежда на то, что хоть в далеких местах опера, наконец, процветет. Недавно видел запись «Дона Жуана» из далекой Казани – мне понравилось, старательно. Гораздо лучше, чем «Дон Жуан» из столь же оперно-провинциального Лейпцига.

И вообще, хорошие новости в последнее время приходят вовсе не из столиц – Милана или Нью-Йорка, а из мест прежде малозаметных на оперной карте мира, вроде Барселоны или Амстердама.

О том, что опера - это место, где поют, уже никто и не вспоминает. Даже из афиш Большого никогда не узнаешь имена исполнителей

А вот на нашу столицу оперную, Москву, никакой надежды нет. Весь пар в свисток уходит. Все усилия уходят на какую-то специфически чудаковатую режиссуру и совсем уж немыслимую сценографию.

О том, что опера – это место, где поют, уже никто и не вспоминает. Даже из афиш Большого никогда не узнаешь имена исполнителей. Всех остальных – пожалуйста, вплоть до осветителей и сантехников. А певцов – никогда, лишние они люди.

И если кто еще не догадался, то на меня заранее напал дух невыносимого резонерства.

Ибо надежды мои на лучшую жизнь оказались тщетны и бессмысленны. Пели как-то совсем уж жидко. С дешевыми деревенскими прибамбасами.

Солисты ждали только своей коронной арии, по всей видимости, им никто так и не удосужился сообщить о том, что вся прелесть «Женитьбы» состоит как раз в ансамблях и непрерывном действии, в первую очередь, – музыкальном.

И парень за дирижерским пультом ничем помочь не мог страдальцам, поскольку целью жизни своей поставил чистое и предельное самовыражение.

Единственный раз все сошлось в сцене с пьяным садовником. Но было похоже на то, что Теодор Курентзис решил просто дать себе небольшую передышку и на время прекратил артистически размахивать руками.

И сценка, нужно сказать, получилась весьма презабавная. Так что у меня возникли надежды на то, что не так сильно уж и запущено, и даже голоса стали казаться не такими уж и плохими. Только очень уж сырыми.

Великая музыка была отполирована до чистой оперетки с совершенно кафешантанной нюансировкой и цирковыми аффектами (фото: music.indiana.edu)
Великая музыка была отполирована до чистой оперетки, с совершенно кафешантанной нюансировкой и цирковыми аффектами (фото: music.indiana.edu)

Видно, и впрямь г-н Курентзис, в чьи прямые обязанности входит работа с певцами, был обеспокоен совсем иным делом. Из его возвышенного текста в буклете мы узнаем, что каденции заменены некоей музыкой неизвестного композитора, которая была написана для исполнения в провинциальных театрах Германии.

А каденции – сие есть моменты импровизационные, предназначенные для демонстрации исполнительской виртуозности. И если бы всех этих достойнейших мастеров еще бы и заставить самостоятельно импровизировать, то тут совсем конфуз приключился бы.

И тогда никакого аутентизма не получилось бы. Курентзис много говорил о том, что имел намерение добраться до истинного Моцарта через наслоения романтической эпохи. И даже заставил музыкантов играть на каких-то древних изощренных инструментах.

Удалось. Великая музыка была отполирована до чистой оперетки с совершенно кафешантанной нюансировкой и цирковыми аффектами.

Особенно аутентичной оказалась мощная режиссура спектакля, сделанная дамой, прибывшей из самой Германии. Бедных певцов, которые и так не очень ловко справлялись со своими партиями, заставили как-то усиленно суетиться, бегать и бросаться тяжелыми предметами. И все время с грохотом падать наземь. И драться не по-детски, на манер пьяных бомжих с трех вокзалов.

Но особенно аутентичным было перенесение действия из графского дворца в курилку какой-то заплеванной общаги. Я вовсе не собираюсь выступать против нынешнего общемирового правила, гласящего, что действие оперы всенепременнейше следует перенести в какую-то другую эпоху. Сегодня самые отъявленные авангардисты не смеют даже и мечтать о том, чтобы в опере восемнадцатого века выпустить актеров на сцену в париках, камзольчиках и платьях с робронами.

Для истинного аутентиста содержание не имеет ровным счетом никакого значения. Хотя и Бомарше, и Моцарт выступали с революционным манифестом великой эмансипации личности. А в общаге зачем все это масонство? Там парикмахер просто набьет морду коменданту, который возжелает переспать с его невестой. И никаких интриг плести не станет.

В общем, душа моя всего этого великолепия живой оперы не выдержала. Срочно побежал домой, насыщаться в уголке музыкальными консервами, лишенными всякого аутентизма.

Там Фигаро – Герман Прай не дрался на кулачках с Фишером – Дискау, а Мария Эвинг прилежно и банально вживалась в роль Керубино, обуреваемого юношескими адреналиновыми бурями. И Графиня – Кири Те Канава не била ногами бедного дона Базилио, а с видимым наслаждением пела с ним и другими персонажами в потрясающем септете.

Сортировка:
Восстановление пароля
Регистрация
Вы можете зарегистрироваться через соцсети
Сообщение
Спасибо! Ваша заявка принята.
..............