Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
9 июня 2015, 15:40 • Клуб читателей

Среди мрачного пантеона идолов человек теряет самое драгоценное

Сергей Комаров: Среди мрачного пантеона идолов человек теряет самое драгоценное

Среди мрачного пантеона идолов человек теряет самое драгоценное
@ из личного архива

Еще до поклонения видимым идолам между человеком и Богом должны встать идолы мысленные. И здесь вспоминается классификация мысленных идолов, сделанная английским лорд-канцлером и философом Фрэнсисом Бэконом.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Сергея Комарова об идолах, которые возвращают человека к прошлому.

Звериный оскал язычества (а вернее – неоязычества) для России сегодня опасен

Знакомый священник преподает в одном из самых престижных гуманитарных вузов Украины. Недавно к нему подошел работник заведения с просьбой... «раскрестить» его дочь.

Оказывается, крещение мешало ей перейти в другую веру. А на вопрос, какую же религию хочет принять девушка, ответил: рідну українську віру. Ту, которая была до князя Владимира.

Очевидно, такие решения принимаются не за одну минуту. Еще до поклонения видимым идолам между человеком и Богом должны встать идолы мысленные. И здесь вспоминается классификация мысленных идолов, сделанная английским лорд-канцлером и философом Фрэнсисом Бэконом. В своей книге «Афоризмы об истолковании природы и царства человека» он выводит четыре идола, или «призрака», на пути познания истины.

Первая преграда: идолы рода. Имеется в виду родовая, всеобщая поврежденность человеческой природы и вытекающая из нее поврежденность ума и чувств. «Ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей», – пишет философ.

Заметим, что Бэкон здесь мыслит именно как христианин, отталкивающийся в своих размышлениях от библейского факта грехопадения. Катастрофа в райском саду помрачила духовно-телесный состав человека и сделала его существом, мучающим всю вселенную.

Лорд-канцлер в данном случае безмерно далек от гуманистов, заявляющих, что человек сам по себе, от рождения, хорош – но его портит окружающая среда. Надо лишь улучшить мир через просвещение, и человек исправится и станет идеальным. Нет, не так думает Бэкон.

Именно библейское мировоззрение позволяет лорду сравнивать наш ум с неровным зеркалом, которое «отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Такой ум не способен найти истину сам, но нуждается в помощи Божественного откровения.

Аминь – скажет на это христианин и укажет на Библию. Согласится и мусульманин, и откроет Коран. Буддист подымет, как знамя, Типитаку.

Не вдаваясь в сравнительное богословие, согласимся с мыслью Бэкона и подкрепим ее общим мнением традиционных мировых религий: искривленный человеческий ум сам по себе найти истину не может. Без откровения что он поймет о Боге?

Итак, вот первый идол, которого нужно ниспровергнуть, – мнимая самодостаточность человеческого интеллекта. Вторая преграда: идолы пещеры. Это индивидуальные заблуждения человека, продиктованные особенностями воспитания и окружающей среды. Они образуют личную «пещеру», которая поглощает свет истины.

В сумрачной пещере своего сознания каждый блуждает по-разному и поклоняется своим собственным, от всех скрытым божкам. От особенностей воспитания и образования не сможет отделаться никто и никогда, это своего рода печать. Хорошо, если на этой печати оттиснут образ Божий. Хуже, если детство засеяло в душу столько плевел, что их не вырвать и за всю жизнь.

Третий «призрак»: идолы площади, или рынка. Возникают из-за неправильного использования слов и смешения понятий. Это то, что называют «феноменом интерпретации». Как говорил один мудрец: верните словам их истинное значение, и в мире исчезнет вражда.

Поспешим сказать, что единственный пример правильно употребленных слов – это слова Библии. Но, опять же, толкуются они по-разному. Однако само Писание определяет своего настоящего толкователя. Это церковь – «столп и утверждение истины» (1Тим.3,15).

Четвертый «призрак»: идолы театра, или дворца. Здесь речь идет о негативном влиянии на человека ложных теорий, по причине слепого преклонения перед ранее установленными и общепризнанными авторитетами. Как актеры в театре покоряют сердца зрителей, так и эти авторитеты на время покоряют умы людей. В качестве примера можно вспомнить один эпизод из истории развития науки.

Открытие Коперником гелиоцентрической системы (т.е. вращения Земли вокруг Солнца) шокировало современников, потому что труды большинства мыслителей средневековья опирались на Аристотеля.

Коперник же опровергал аристотелевско-птолемеевскую систему, утверждавшую, что Солнце вращается вокруг Земли. Прошло много лет, прежде чем открытие было признано и выяснились фундаментальные ошибки научной мысли Аристотеля, на протяжении столетий выполнявшей роль «идола театра».

Таковы четыре «призрака» Фрэнсиса Бэкона. Нетрудно понять, что эти внутренние преграды на пути к истине относятся прежде всего к работникам гуманитарной и научной сферы. Как раз эти люди ищут Бога скорее своим развитым умом, нежели сердцем. И неизменно претыкаются о бэконских идолов – как в его время, так и сейчас.

Странная уверенность в непогрешимости своего ума, трудноизгладимые отпечатки воспитания, невозможность отказа от своего мнения в пользу истинных смыслов вещей, плюс зависимость от чужих, навязанных идеологий – вот идолы Бэкона в действии. Причем это внутреннее идолопоклонство, оставаясь без понимания и контроля, устремляется в самое банальное, открытое язычество.

Какая группа бэконских призраков преобладает в случае «раскрещения» девушки, трудно сказать. «Идолы рода» очевидны. Над «идолами пещеры» потрудилось министерство образования Украины. Незнакомство с Писанием воздвигло «идолов площади». Идолов театра ежедневно предлагают украинские СМИ.

Да что там девушка-подросток... Нередко приходится слышать, как преподаватели вузов, имеющие несколько высших образований, знающие по пять-шесть языков и читающие Гомера в оригинале, о ключевых вопросах бытия рассуждают или как заправские оккультисты, или как убежденные пантеисты. Какой из внутренних идолов становится здесь на пути к истине? Об этом знает сама только истина...

Кстати, наблюдение о вузах города Киева: ни в одном из них нет канонического православного храма (может быть, какой-то единичный случай ускользнул от внимания автора). При этом почти в каждой киевской больнице храм присутствует. Интересный факт.

Итак, проговорим еще раз важную для нас мысль: умственные идолы, вовремя не сокрушенные, могут привести к явному идолопоклонству, вплоть до участия в языческих мистериях. В варианте славянского мироощущения претыкание о бэконских идолов неизменно поворачивает человека к язычеству.

Звериный оскал язычества (а вернее – неоязычества) для России сегодня опасен

И здесь Украина – лишь предупредительный свисток для России. Язычество сегодня очень опасно: оно паразитирует на национальном чувстве и естественном для человека стремлении к богообщению.

Язычество обещает: «станете как боги», – и низводит человека к дешевому мистическому опыту без различия его источников. Среди мрачного пантеона вновь воскресших божков русский человек теряет самое драгоценное, что имеет – богодарованную свободу. Почему? Потому что язычество по природе своей безнравственно. А там, где исчезает нравственность, появляется рабство греху. Третьего не дано.

Впрочем, даже не это главное. Возвращаясь к своему темному прошлому, русский теряет Христа, некогда подарившего Себя Руси. И это может быть не только самая страшная, но и последняя для нее потеря.

Русь, прыгающая через купальские костры после явления «Троицы» Рублева, – это мерзость запустения, стоящая на некогда святом месте. Запах этих костров уже витает в воздухе. И так же, как во времена Бэкона, путь человека к Богу преграждают мысленные идолы. Идолы, которые ждут времени, чтобы материализоваться.

..............