Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
14 октября 2014, 08:14 • Клуб читателей

Тесная связь

Антон Антипенко: Тесная связь

Тесная связь
@ из личного архива

Православие – одна из составляющих нашей культуры, если рассуждать с имперской точки зрения. Как и все прочие составляющие, подчиненная имперским целям.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Антипенко о том, что православное самосознание тесно связано с целями имперского государства.

Не так давно в «Клубе читателей» опубликована статья Константина Карамазова «Новый крестовый», в которой есть необычные утверждения – например, такое: «Ватиканский собор 1962–1964 годов признал бога иудеев»; мне кажется, едва ли Ватиканский собор мог это сделать, поскольку католики, как и все вообще христиане, никогда и не отвергали бога иудеев, но беспокойство у меня вызывает другое утверждение автора, менее необычное и, соответственно, более опасное.

Никаких аскетических поползновений наши государи и государыни не обнаруживают; православие для них, по сути дела, – не более чем инструмент легитимизации власти

Утверждение вот какое: тот же собор «разрешил католическим священникам пребывать в совместной медитации с буддистами, тем самым уравняв Христа с бесами». Гм... Буддисты, стало быть, служители бесов. В нашей стране проживают три буддистских народа и, стало быть, все они – служители бесов.

Министр обороны Сергей Шойгу, непосредственно руководивший операцией по возвращению Крыма, – представитель одного из этих народов; не знаю, в какой мере он является практикующим буддистом, но известно, что он коллекционирует изображения Будды.

Президент Владимир Путин, поручивший Шойгу обеспечить возвращение Крыма, посещал Иволгинский дацан в Бурятии. Тот же дацан посещал в бытность свою президентом и нынешний премьер-министр Медведев. И он туда же. И это три первых человека в государстве.

Впрочем, если уж начинать борьбу с бесовщиной, то как можно забывать о мусульманах; если строго, очень строго, очень принципиально следовать логике христианского вероучения, то Мухаммада придется признать лжепророком. Об этом можно будет поговорить с Рамзаном Кадыровым, тоже не последним человеком в нашем государстве.

Зато вот кто свои, кто не служители бесов, так это Порошенко (православный, прихожанин Украинской православной церкви Московского патриархата, очень набожный, по его уверениям, человек) и митрополит донецкий и мариупольский Иларион (той же УПЦ МП, но родом, кстати, из Львова), запретивший своим священникам вступать в отношения с ополченцами.

Мне кажется, совершенно очевидно, что, следуя этой логике, мы не только не восстановим империю, но и потеряем то, что у нас есть. Поэтому, если кому охота бороться с бесами, пусть вступает в ряды ополчения: вот уж кто действительно, реально борется с самыми настоящими чертями.

В постсоветский период стали довольно модными заявления о том, что «русская цивилизация есть православная цивилизация», «что православие – это духовный код нашей цивилизации» и так далее. Я давно и безуспешно пытаюсь понять, что конкретно имеют в виду авторы подобных заявлений; возможно, они сами толком не знают.

Во всяком случае, я замечал, что многие современные «православные» имеют очень смутные представления о Евангелии. Я, классический филолог, не могу себе такого позволить, и поэтому мне хотелось бы кому-то напомнить, а кому-то и поведать о том, что представляет собой Евангелие.

Это собрание достаточно противоречивых и не всегда внятных текстов, главная идея которых, тем не менее, совершенно ясна и выражается вполне последовательно: аскеза. Суровая и, даже можно сказать, беспощадная аскеза как единственный путь достижения некоего высшего состояния, которое чаще всего обозначается как «небесное царство».

Отказ от секса и от любой собственности как от препятствий, мешающих продвигаться по этому пути. Христос своей жизнью дал пример такой аскезы; каждый христианин, в теории, обязан следовать его примеру. На практике, конечно, никто особо не следует; но, тем не менее, и для православия, и для католицизма идеальным христианином является аскет, монах.

Теперь у меня вопрос: можно ли построить империю на одном только аскетическом идеале? Я уже писал о том, что империя предполагает многообразие составляющих; этот тезис может послужить ответом. История не знает примеров аскетических империй; Российская империя исключением не являлась. Посмотрим трезво и спокойно на роль, которую играло в ней православие.

Как значащая геополитическая единица Российская империя возникает в 1654 году после присоединения Малороссии (чтобы не возникало недоразумений, уточню, что термин «империя» я всегда употребляю только в геополитическом смысле).

Несомненно, в ее возникновении православие играет решающую роль: именно осознаваемое единство веры побудило казаков перейти в подданство к московскому царю. Но сразу же после присоединения Малороссии и, что весьма примечательно, в связи с ее присоединением начинается движение в сторону секуляризации государства; реформы Никона по сути были направлены на существенное ограничение аскетического начала в церкви и подчинение ее новым, имперским, мирским задачам.

Совершенно не случайно в среде старообрядцев, приверженцев строгого аскетического идеала, Никон получает прозвище Антихрист. Он для них – представитель опасного для аскетов «мира»; недоверие и неприязнь к государству, вставшему на имперский, мирской путь, сохраняется у старообрядцев и впоследствии.

Процессу секуляризации, начатому Алексеем Михайловичем, Петр Первый придает колоссальный размах: монархия окончательно становится светской и – пусть и специфически, «по-русски» – но принимает ту систему дохристианских ценностей, к которой вернулась Европа в эпоху Возрождения.

Никаких аскетических поползновений наши государи и государыни не обнаруживают; православие для них, по сути дела, – не более чем инструмент легитимизации власти. С падением династии Романовых православие перестает играть и эту роль.

Такова наша политическая история. Попытаемся определить теперь место православия в культуре Российской империи. О научно-технических достижениях говорить не будем, поскольку наука и техника по определению чужды аскетическому идеалу. Итак, культура.

Имперская архитектура – прежде всего Петербург. Казанский собор, Исакий – в числе лучшего, что построено человечеством. Но строили масоны. Изобразительные искусства. Они уже по природе враждебны авраамическим религиям, настороженно относящимся ко всякого рода изобразительности. Называйте кого хотите, кто вам нравится – хоть Семирадского, хоть Врубеля, хоть Кустодиева.

«Пан» – ну, это, разумеется, бес, по терминологии Константина Карамазова. «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» – бесовское празднество. «Купчиха за чаем» – не больно-то аскетично. Продолжать можно бесконечно. Музыка. Да, композиторы писали духовную музыку.

Но лучший наш композитор все-таки, извините за банальность, Петр Ильич Чайковский. Представляю, что было бы с апостолом Павлом, если бы он увидел балет! А Стравинский с «Весной священной»? А Прокофьев с «Каменным цветком»? Бесы, бесы...

Ну и, наконец, литература. Гоголь – певец Астарты. Лев Толстой, редактировавший Евангелие и отлученный от церкви. Хулиган Достоевский с его эпатажным «старец пропах» и отцом Ферапонтом – карикатурой как раз на аскетический идеал православия; по этому отцу Ферапонту хорошо видно, что суть христианства была Достоевскому глубоко непонятна. Про Серебряный век можно уже не говорить.

Про советский период – тем более. Пожалуй, единственный писатель, которого можно назвать православным, – Шмелев. Прекрасный писатель, но нельзя же оставить одного Шмелева! Поэтому давайте наконец перестанем заниматься словоблудием про «православный код русской цивилизации», размывая понятие православия до какой-то несусветной, всезаливающей каши. Православие – строго догматически определенная система.

Абсолютная сама для себя. Одна из составляющих нашей культуры, если рассуждать с имперской точки зрения. Как и все прочие составляющие, подчиненная имперским целям. И вопрос сейчас может звучать только так: «Вы за империю или нет?» Здесь проходит водораздел.

Споры о том, есть ли Бог и, если есть, то кто к нему ближе, надлежит оставить. Вот два православных христианина – Путин и Порошенко. Кто из них угоднее Богу? Бог молчит. И ответ за него будем давать мы.