«Только что принято решение о реализации военно-морской операции против контрабандистов и торговцев людьми в Средиземном море», – сообщила глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини, которая сейчас находится в Брюсселе на встрече глав МИД ЕС. Запуск операции намечен на июнь – к саммиту глав государств и правительств Евросоюза. В этому времени, полагает Могерини, страны успеют подготовиться.
«Оппозиции принятию резолюции нет»
У европейцев есть все основания бояться угрозы ИГИЛ в лице мигрантов
«Мы проведем очень интенсивную встречу с министрами обороны и иностранных дел, – заявляла Могерини перед самым началом встречи. – Мы должны принять решения, которые позволят перевести минуты молчания в этих стенах (по погибшим мигрантам) в конкретные действия. Главный вопрос сегодня – принять политическое решение об операции в Средиземном море для борьбы с криминальными группами, занимающимися контрабандой людей, чтобы начать ее практическую подготовку уже в ближайшие недели», – цитировал ее ТАСС.
Могерини подчеркнула, что договоренность о запуске этой операции «позволит также начать работу по принятию для нее мандата ООН». «Моя поездка в Нью-Йорк показала, что значительной оппозиции принятию резолюции (по борьбе с миграцией) среди членов СБ ООН нет», – сказала она.
«Речь идет об операции на море, спасении человеческих жизней, а также о том, что затем делать с людьми, которых мы спасаем», – сказала Могерини. По ее словам, все страны ЕС должны взять на себя ответственность за решение перечисленных проблем, передает РИА «Новости».
Однако некоторые страны ЕС высказались отрицательно в отношении военной операции в Средиземном море. «Только Совет Безопасности ООН может выдать ЕС мандат на проведение военной миссии в Средиземном море, получение такого приглашения от властей Ливии невозможно, так как в Триполи нет единого правительства», – заявил журналистам министр иностранных дел Австрии Себастиан Курц.
«Я имел неделю назад беседу с министром иностранных дел (России Сергеем) Лавровым, тон не был отрицательным, но были вопросы о деталях. Поэтому я считаю, что получение мандата ООН возможно», – сказал Курц.
При этом о варианте с получением приглашения от властей Ливии, которое бы позволило обойти мандат ООН, заявил в понедельник и глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер.
Глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн уверяет, что ЕС не собирается при проведении миграционной операции в Средиземноморье топить суда, перевозящие нелегалов из Африки в Европу. «Бомбить корабли мы не будем», – ответил Ассельборн журналистам по прибытии на министерское совещание.
Россия не поплывет
В свое время президент Франции Франсуа Олланд и премьер-министр Италии Маттео Ренци выступали с предложением об активных действиях против террористов в Средиземном море. Они отмечали особую роль России в противодействии угрозе со стороны ИГИЛ*, таким образом призывая страну к участию в будущей операции.
У России есть военно-морская группировка в Средиземном море, которая не так давно пополнилась тремя боевыми единицами – сторожевиком «Ладный» и десантными кораблями «Саратов» и «Ямал». Теоретически российские боевые корабли могли бы обеспечить морскую блокаду Ливии для предотвращения поставок экстремистам оружия. Ранее газета ВЗГЛЯД разбиралась в возможных вариантах участия России в операциях против экстремистов в Средиземном море.
Однако большинство экспертов все же склоняются к тому, что Москва останется в стороне от операции Запада. Примечательно, что активизация военно-политической риторики ЕС в Средиземном море началась параллельно тому, как российские и китайские военные корабли зашли в Средиземноморье в рамках планового этапа совместных учений, которые называются «Действия по обеспечению безопасности судоходства в удаленных районах Мирового океана», передает РИА «Новости».
ИГИЛ пробирается в ЕС под видом мигрантов
Примечательно, что накануне советник правительства Ливии Абдул Басит Харун заявил, что боевики радикальной группировки «Исламское государство*» попадают в Европу под видом беженцев, которых перевозят контрабандисты по Средиземному морю. В интервью BBC он сообщил, что узнал об этом из разговоров с хозяевами лодок, на которых переправляют нелегалов, передает телеканал RT. По данным ООН, только в этом году около 60 тысяч человек попытались пересечь Средиземное море, чтобы попасть в европейские страны. Более того, Абдул Харун отметил, что боевики ИГ планируют теракты в странах ЕС.
Эту же мысль процитировал на заседании Совета ЕС, посвященном проблемам миграции, генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Да, иностранные боевики, боевики террористической организации «Исламское государство» могут прятаться среди мигрантов, – сказал он. – Мы работаем с партнерами в Северной Африке, чтобы бороться с причинами этой проблемы», – передает ТАСС слова генсека.
Топить всех?
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Средней Азии, политолог Семен Багдасаров подтвердил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что ИГИЛ имеет в Ливии серьезное представительство. «На сегодняшний день нет единой Ливии. Там существуют параллельно два официальных правительства и десяток неофициальных. По сути, весь спектр радикальных исламистов имеет в Ливии серьезное представительство, – рассказал он. – Там есть «Братья-мусульмане*» под видом организации «Рассвет Ливии». Более того, отдельные районы Ливии присягают на верность ИГИЛ. Множество мелких радикальных организаций вступают в ИГИЛ», – отметил Багдасаров.
Это создает угрозу, о которой говорят представители ЕС. «Вероятность проникновения террористов в Европу под видом мигрантов довольно большая. Об этом неоднократно заявлял лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади. При такой массовой миграции для ИГИЛ не представляет труда переправить несколько террористов, которые совершат теракты в европейских городах. В этом смысле у европейцев есть все основания бояться угрозы ИГИЛ в лице мигрантов», – отметил собеседник.
«Военная операция ЕС – полный бред»
«С военной точки зрения операция ЕС и НАТО в Средиземном море – это полный бред. Дело в том, что террористы ИГИЛ пробираются в ЕС под видом мигрантов не на отдельных судах. Единственное, что могут европейцы, – это топить всех. Но насколько это эффективно – это большой вопрос. Предположим, им удастся задержать корабль, на борту которого 500 террористов. И что они будут делать в открытом море с ними?» – удивляется военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
«В Средиземном море постоянно присутствуют корабли таких крупных стран, как Италия, Турция, Франция и Испания. Не нужно ничего нового выдумывать – все и так уже есть», – отметил Мураховский в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Багдасаров согласен с Мураховским в том, что с технической точки зрения осуществить военную операцию в Средиземном море крайне сложно. «Единственное, что они могут сделать, – это топить корабли. Возможно, они будут останавливать некоторые суда, обыскивать мигрантов, но ничего другого здесь не придумаешь», – отметил политолог.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ