Вице-премьер Дмитрий Рогозин озвучил идею по созданию охранных структур из числа ветеранов спецслужб для охраны российских экономических объектов за рубежом.
Необходимо создавать ЧОПы, которые имели бы право работать за рубежом
«Мы вынуждены пойти по пути – и я считаю это правильным – выращивания ответственных и находящихся под жестким контролем силовых структур охранных предприятий, формируемых на основе ветеранских организаций силовых структур, в том числе работающих не только в пределах РФ, но и за рубежом», – сказал замглавы правительства.
«Я недавно возглавлял правительственную делегацию, находился в Багдаде, в Ираке. Получается, что интересы российских нефтяных компаний – таких как ЛУКОЙЛ или «Газпром нефть», обеспечивают американцы, англичане, но только не ветераны российских спецслужб», – добавил он, заявив, что «политически неверно, когда те, кто раньше разрушал эти страны, сейчас охраняют российские экономические интересы».
Вопрос о негосударственных военизированных структурах, которые могли бы обеспечивать российские интересы за рубежом, активно обсуждался в 2014 году на фоне крымских событий. В Госдуму поступили несколько законопроектов, однако они до сих пор не согласованы. Один из принципиальных вопросов – совместимость с Уголовным кодексом, согласно которому создание не предусмотренного федеральным законом вооруженного формирования является преступлением. Другой вопрос – контроль ЧВК со стороны государства.
Не хватает законов
Пока функции ЧВК в России определенной мере выполняют частные охранные предприятия (ЧОП), число которых насчитывает около 60 тыс., а общая численность персонала – более 700 тыс. человек. Однако у них есть ряд ограничений, одно из которых – невозможность работать за рубежом.
«Частные охранные предприятия имеют право заниматься своей деятельностью только на территории России, – подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, член Общественной палаты Дмитрий Галочкин. – Необходимо создавать ЧОПы, которые имели бы право работать за рубежом. А во-вторых, туда можно было бы привлечь и иностранных сотрудников, потому что сейчас там могут работать только граждане России».
«Это и вопрос геополитики, – добавил он. – За счет частных средств Россия могла бы иметь дееспособные структуры в странах, где есть интересы российского государства и российского бизнеса».
По словам эксперта, сейчас такого рода деятельностью могут заниматься ЧВК, но не российские: «Все законопроекты о ЧВК, которые сейчас находятся в России на рассмотрении, сырые, и там плохо представлено понимание предмета. Так что приходится платить иностранным ЧВК».
«Если в ближайшее время в России не появятся нормативно-правовые акты о негосударственных военизированных организациях, то мы вообще потеряем рынок, потому что иностранные, в первую очередь британские и американские, компании займут рынок и создадут такую международную нормативно-правовую базу, что нам туда трудно будет влезть. Это будет упущенная возможность», – делится он своими опасениями.
Вопрос переговоров
Отдельный вопрос – статус охранных структур в стране пребывания, и в частности их право на ношение оружия. По мнению Галочкина, необходимо заключить межгосударственные соглашения, дающие право сотрудникам российских компаний работать с оружием в других странах. Однако здесь есть сложности, поскольку такие договоренности, как правило, бывают двусторонними, а позволять иностранным компаниям работать в России, считает Галочкин, не следовало бы.
«Те же ЧОПы могли бы получать отдельные лицензии от какого-то регулятора – Минобороны, МИДа или другой какой-нибудь структуры – по охране и обеспечению безопасности экономического субъекта – резидента России за рубежом. Конечно, туда должны быть привлечены профессионалы. У нас в России огромное количество ветеранов, которые прошли подготовку и обучение», – заключил он.
Вице-президент Международной ассоциации ветеранов «Альфы» Алексей Филатов назвал идею вице-премьера хорошей, но запоздалой. «Мне хочется спросить: а где были наши власти раньше? Когда наше охранное сообщество не один год трубило о том, что Россия является единственной развитой страной в мире, частные охранные организации которой не имеют права охранять имущество российских компаний за рубежом», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Нынешнюю инициативу ветеран «Альфы» связал с тем, что из-за сложной международной обстановки наконец «приспичило» заняться этим вопросом.
«Речь о легализации»
По мнению Филатова, компании или отдельные бизнесмены, которые хотели, чтобы их охраняли за границей русские охранники, до сих пор вынуждены были хитрить, оформлять охранников стажерами, секретарями, сторожами. Теперь есть шанс сделать все легально.
Что касается условий работы российских охранников за рубежом, например возможности для них носить оружие, эксперт говорит так: «С каждой отдельной страной нужно договариваться индивидуально. К примеру, Канада вряд ли разрешит нам носить оружие. Но другие страны, Иран, Ирак и так далее, скорее всего, не будут против», – резюмировал он.
«Это способ делегировать государственные функции частному бизнесу и решить несколько задач, – высказал мнение газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра политических исследований Вадим Козюлин. – Во-первых, не все задачи, которые требуют вооруженных людей, удобно выполнять Министерству обороны: защита VIP, защита промышленных объектов, сопровождение грузов и т. д. Кроме того, как мы знаем, Соединенные Штаты, подсчитывая свои потери в том же Афганистане, не берут в расчет потери тех же ЧВК, и это несколько скрашивает картинку. Кроме того, можно привлекать самых разных сотрудников, местных, людей из третьих стран, что активно делается частными компаниями».
«Американские ЧВК либо подписывают контракт с минобороны США на выполнение этих функций, либо с властями страны, как американская компания, – рассказал эксперт. – Я знаю, что и наши компании этим занимаются, но поскольку у нас в Уголовном кодексе есть статья «Наемничество», это нелегально делать от юридического лица России. Поэтому они это делают, зарегистрировав компанию за рубежом».
«Так что фактически этот бизнес в России есть, но он остается в тени и, конечно, не платит налоги. По большому счету сейчас речь идет о легализации этого бизнеса, но и о дополнительных возможностях: сегодня там, где присутствует Минобороны России, например в Сирии, российская компания, зарегистрированная за рубежом, она вряд ли получит контракт. Ну а почему этого не сделать? Это было бы очень логично», – добавил он.