В понедельник прокурор Ширакской области Армении Раффи Асланян сообщил, что у мемориала «Мать Армения» близ 102-й российской военной базы было обнаружено тело российского военнослужащего с ножевыми ранениями и со следами насилия.
Никаких выводов из этого мы не видим ни с нашей, ни с российской стороны
Пресс-секретарь Следственного комитета Армении Сона Трузян сообщила, что на теле погибшего обнаружены колото-резаные раны. «По факту возбуждено уголовное дело по признакам статьи 104 УК (убийство), ведется следствие, предпринимаются все меры для выяснения обстоятельств инцидента», – сказала Трузян.
По данным местных СМИ, погибшего звали Иван Новиков, 1995 года рождения, призывался в Тихорецке Краснодарского края. В Гюмри он прослужил около двух–трех месяцев.
Город Гюмри до сих пор на слуху в России и в Армении в связи с жестоким убийством в январе армянской семьи из шести человек, совершенным самовольно покинувшим свою часть призывником Пермяковым. Сейчас по этому делу идет следствие.
После первых сообщений об убийстве солдата многие блогеры разволновались. Многие начали писать о том, что местные жители мстят российским военным за преступление дезертира. Украинские националисты не скрывали радости, чуть ли не призывая армян подниматься против «русских оккупантов».
Однако вскоре выяснилось, что убийство не имеет отношения к январской трагедии. Заместитель начальника 102-й базы по работе с личным составом Алексей Полюхович сообщил о двух подозреваемых, один из которых сейчас в больнице, а с другим работают следователи. Последний, по его словам, – служащий 102-й базы. Полюхович заявил, что никаких претензий к армянской стороне у военных нет.
По данным местных СМИ, убийству предшествовал спор с участием как минимум трех человек.
В пресс-службе Южного военного округа сообщили, что задержанный дал признательные показания. «По предварительной информации, причиной гибели военнослужащего стал бытовой конфликт с сослуживцем, который в настоящее время задержан и дает признательные показания», – сообщили в пресс-службе ЮВО, передает РИА «Новости».
Когда выяснилось, что предполагаемый убийца является российским военнослужащим, тон комментаторов изменился, и они начали задавать вопросы, что происходит на базе и как там ведется работа с личным составом.
Представители общественности Армении высказывают озабоченность. «Горожане очень обеспокоены тем фактом, что это натворили российские солдаты, – рассказал «МК» журналист местного издания «Аспарез» Самвел Уланян. – Тем более что произошло все вблизи святого, достопримечательного места, где у нас почитают русских солдат, воевавших в турецкой войне. В конечном итоге, если не будут предприняты какие-то меры, все это может вылиться в серьезное противостояние гражданского населения военным и властям.
После трагедии, случившейся в январе, местные жители устраивали массовые манифестации, выражая свое возмущение. Как рассказал газете ВЗГЛЯД правозащитник из Гюмри Сейран Мартиросян, сейчас в городе какой-то бурной реакции не наблюдается. Возможно, отчасти это связано с тем, что информация еще не распространилась широко, но реакция горожан может последовать уже во вторник. «Наверняка будут ассоциации с Пермяковым, будет обсуждаться атмосфера на базе, военнослужащие которой могут позволить себе и резню среди мирных жителей, и между собой. Наверняка такие разговоры будут», – сказал Мартиросян.
Он напомнил, что после трагедии, случившейся в январе, были проведены встречи армянской общественности с российским командованием, где обсуждалось, как создать условия, чтобы это не повторялось: «Никаких выводов из этого мы не видим ни с нашей, ни с российской стороны. Там есть многие места, через которые можно спокойно выйти с базы. Плюс мы не знаем, чтобы кто-то был привлечен к ответственности. Поменяли начальника, но это больше похоже на повышение».
«Если и не со стороны властей, то со стороны гражданского общества вопросы будут задаваться, – заявил правозащитник. – Случившееся – индикатор того, что никаких мер не было принято. Говорят, что убийство произошло ранним утром. Что они делали там? Имели ли они право выйти туда? Потом, в этом деле есть темные места: говорят о двух участниках конфликта, а народ говорит о трех, то есть третьего покрывают, скрывают, я не знаю».
«Два случая – это уже система, – сказал газете ВЗГЛЯД зампредседателя комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич. – И те, кто занимается подбором людей, кто работает с людьми, должны понимать, что сегодня в этой воинской части есть реальные проблемы. И эти проблемы должны быть Министерством обороны разобраны, что называется, по косточкам. У нас хорошие отношения, а такие случаи резонансны: люди начинают волноваться, а отдельные политические структуры начинают на этом спекулировать и создавать соответствующие трудности. К этому вопросу надо отнестись значительно серьезнее».
Он обратил внимание, что по закону отправлять призывников служить за границу нельзя, но на практике это требование соблюдается не всегда.