«Весьма высокоразвитое государство»
Украинские склады завалены техникой, которая сегодня используется на войне
Украинский президент Петр Порошенко назвал возглавляемую им постсоветскую республику «весьма высокоразвитым государством», которое не нуждается в поставках оружия.
Отвечая на вопрос, запрашивал ли он на переговорах с президентом Франции Франсуа Олландом помощь в виде поставок оружия или военного вмешательства в конфликт на востоке страны, он сказал: «Сотрудничество между Украиной и Францией ведется по многим направлениям, в том числе и в военно-технической сфере. Украина – весьма высокоразвитое государство, которое вполне способно само производить летальное оружие».
Как подчеркнул Порошенко, «сейчас речь идет о том, чтобы помочь укрепить оборонительные способности» украинских вооруженных сил, а не о снабжении Украины зарубежными летальными вооружениями, передает ТАСС.
«Сейчас у нас нет проблем в сотрудничестве с Францией, крупнейшие французские концерны сотрудничают с нами, в том числе в оборонной сфере, – добавил он. – Но кроме этого, мы просим Францию поучаствовать в качестве советчика в проведении реформ, приватизации, развитии транспортной инфраструктуры, энергетики, и сегодня мы нашли точки соприкосновения по всем этим вопросам».
«Украинские склады завалены техникой, – подтвердил газете ВЗГЛЯД директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – Системы слежения и разведки им поставляют Соединенные Штаты. Чего им не хватает – управляемого вооружения и высокоточных боеприпасов. Если Запад начнет поставки такого оружия на Украину, то и Россия почувствует моральное право начать осуществлять подобные поставки. Это не приведет к качественному перевесу. Поэтому Порошенко не сильно кривит душой, хотя отчасти он приукрашивает картину: мы знаем, что украинская армия недофинансирована, плохо вооружена. Но учитывая, что помощь от Запада поступает, думаю, что этот недостаток быстро может быть восполнен».
«Там имеется хороший инженерный потенциал, – добавил он. – Есть люди, которые при определенном финансировании могут этим заниматься. Кроме того, у Украины был эффективный аппарат по военно-техническому сотрудничеству – Укрспецэкспорт и другие, которые позволяли «оборонке» выживать в плохие времена, как это было и у нас. Для Украины плохие времена не заканчивались никогда, поэтому они должны были крутиться. У них есть хорошие навыки, связи по всему миру, которые они сегодня активно используют. С тем финансированием, которое они получили из-за рубежа, они могут позволить себе проекты, которые у них раньше не велись, и закупать комплектующие за рубежом.
Не сомневаюсь, что развиваются военно-технические связи с государствами, которые встали на путь создания собственной оборонной промышленности. Предполагаю, что это может оказаться Польша, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан. В частности, они смогли в прошлом году наладить кооперацию с нашими партнерами по единому государству белорусами по части выпуска противотанковых ракет».
Весь последний год украинские власти постоянно заявляют о необходимости военной помощи со стороны западных государств, чтобы они могли справиться с «агрессией России», которой они называют гражданскую войну в бывших юго-восточных украинских областях. Руководители некоторых стран Европы и США, на словах заверяя Порошенко в своей поддержке и осуждая действия России, на деле не оказывают Киеву ощутимой помощи. В прошлом году сообщалось о поставках старой советской техники из стран Восточной Европы. В основном же помощь идет в виде одеял и матрасов и тому подобного снаряжения, часть которого по дороге куда-то исчезает.
В феврале Порошенко заявил, что «последние события в восточных областях должны побудить Североатлантический альянс оказать Украине еще большую поддержку, в том числе путем поставок современного оружия для защиты и обороны от агрессора», но, похоже, на Западе опять сделали вид, что не услышали. Теперь журналисты, задающие об этом вопросы, ставят главу бывшей УССР в двусмысленное положение: похвастаться успехами на дипломатическом фронте он не может, а прямо обвинять западных лидеров ему тоже не с руки. Кроме того, честный ответ вызовет вопросы у украинских патриотов, поддержавших государственный переворот под знаменем интеграции в евроатлантические структуры и пребывавших в уверенности, что заграница им поможет. Теперь, как видно, украинским властям приходится вставать в позу и говорить, что справятся сами.
Продать новое, отремонтировать старое
О том, как Киев справляется с оснащением своей армии техникой, два дня назад рассказывал замглавы Укроборонпрома Сергей Пинькас. С начала года, по его словам, ВСУ были отправлены 82 танка, более 50 единиц БТР и БМП, а также 15 единиц ракетно-артиллерийского вооружения.
«Как только начались процедурные моменты по оформлению государственного оборонного заказа, наши предприятия уже непосредственно занимались этим вопросом. Именно поэтому на сегодняшний день уже 150 единиц броне- и артиллерийской техники переданы военным», – заявил замглавы Укроборонпрома. Он, правда, не уточнил модификации этих машин. Кроме того, неясно, сколько из этих 150 единиц действительно новой техники, а сколько – восстановленных ранее подбитых машин или снятых с консервации советских образцов. В любом случае получается, что украинская промышленность даже сейчас имеет мощности, чтобы обеспечить производство по меньшей мере 500 единиц техники ежегодно.
С одной стороны, это немало. С другой, как отмечала газета ВЗГЛЯД, в прошлом году за два–три месяца активных боев киевские вооруженные формирования потеряли, по самым скромным оценкам, около 200 единиц техники, а представители ополчения вообще заявляли о 700 уничтоженных машинах.#{ussr}
В феврале Укроборонпром обещал увеличить производство танков «Оплот» с 5 до 120 единиц в год. Однако в среду Пинькас заявил, что эти танки выгоднее экспортировать, чем использовать на войне. Он описал такую бизнес-схему: «Экспортная цена «Оплота» – $4,9 млн. Лучше продать его и за полученные деньги отремонтировать и модернизировать несколько десятков Т-64 до уровня «Булата». Он также озвучил планы производства танков на этот год в 40 единиц, а 120, о которых говорили в феврале, по его словам, начнут производить со следующего года. То есть новейшее летальное оружие собственного производства армия «высокоразвитого государства» не увидит еще долго.
«Качественные отличия Украины»
Если бронетанковые заводы на Украине еще держатся за счет заказов на технику для «АТО», то положение многих других предприятий незавидно. В начале этой недели заместитель председателя парламентской фракции «Оппозиционный блок» Александр Вилкул сообщил, что рабочие днепропетровского Южного машиностроительного завода (Южмаш) – флагманского предприятия космической отрасли на Украине – после четырехмесячного простоя завода были вновь отправлены в отпуск на несколько месяцев. На прошлой неделе лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук озвучил данные, согласно которым Южмаш борется за выживание, а основу его пакета заказов составляют троллейбусы.
На этом фоне секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов заявил в четверг, что Киев ведет работы по наращиванию мощностей ракетной отрасли для «восстановления ракетного щита».
«В условиях, в которых находится Украина, оборонно-промышленный комплекс будет вытягивать промышленность Украины в целом. В том числе одним из самых важных является восстановление ракетного щита Украины», – заявил он. «Мы работаем в рамках подписанных Украиной международных соглашений. Никаких нарушений тут нет», – добавил он. По словам Турчинова, работа в области ракетостроения идет сразу по нескольким направлениям. «В свое время Украина была космической страной, и ракетные технологии были качественным отличием Украины. Мы сейчас восстанавливаем тот потенциал, это касается и интеллектуального, и инженерного потенциала, и технологий», – пояснил он.
В целом Турчинов прав, за исключением того, что космические и ракетные технологии были качественным отличием Советского Союза, многие важнейшие предприятия ВПК которого действительно находились на территории УССР – и достались независимой Украине по наследству. Что может представлять собой Украина в качестве космической державы сама по себе, хорошо видно по судьбе Южмаша.
Были в десятке
До государственного переворота на Украине это постсоветское государство входило в десятку крупнейших экспортеров вооружения в мире. Мощная военная промышленность, оставшаяся в наследство от Советского Союза, в последние годы работала в основном на экспорт. Однако украинский ВПК на 90% был ориентирован на поставку комплектующих в Россию, а с января военно-техническое сотрудничество Москвы с Киевом было полностью прекращено.
Сейчас российских контрактов нет, на других рынках украинская продукция не очень востребована.
К финансовым возможностям украинского государства проводить массовые закупки эксперты относятся скептически. Военный бюджет Украины, ради увеличения которого были серьезно сокращены социальные расходы, составляет 4,2 млрд долларов, 5,2% ВВП. При этом численность украинской армии в начале марта была установлена на уровне 250 тыс. человек. Для сравнения, Российская армия, проходящая сейчас перевооружение, по численности превышает украинскую чуть более чем в три раза, а вот по военным расходам – более чем в десять раз: российский военный бюджет составляет 51 млрд долларов.