Говорит, что ни при чем
Фетисов задержан, в ближайшее время будем ходатайствовать о его аресте
«Фетисов задержан, в ближайшее время Главное следственное управление СК будет ходатайствовать о его аресте», – рассказал РИА «Новости» официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
При этом Маркин не стал говорить, о каком именно уголовном деле идет речь, добавляет ИТАР-ТАСС.
Позже на сайте Следственного комитета появилось сообщение, где говорится, что уголовное дело возбуждено «по факту вывода и хищения активов ООО «Мой банк», совершенного группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). «По версии следствия, в результате незаконных действий по выводу активов ООО «Мой Банк» не выполнил обязательств перед вкладчиками, а обязанности по их погашению на сумму свыше 6 млрд рублей были возложены на Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов», - говорится в сообщении пресс-службы СК.
Также следствием направлено в суд ходатайство об избрании в отношении Фетисова меры пресечения в виде заключения под стражу. «Проводится комплекс следственных действий, направленных на сбор дополнительных доказательств причастности Фетисова и иных лиц к совершению данного преступления. Следствием также проверяется информация о причастности Фетисова и к другим аналогичным преступлениям в финансово-экономической сфере», - говорится в сообщении.
Расследование было начато после обращения представителей в СК Центробанка с просьбой проверить действия бывшего руководства «Моего банка», основным владельцем которого до недавнего времени был как раз Фетисов. В частности, ЦБ попросил проверить сделки банка за последние три года, так как среди документов кредитной организации якобы были найдены материалы, которые могут свидетельствовать о применяемой там мошеннической схеме.
Отметим, что у ситуации вокруг банка Глеба Фетисова довольно длинная предыстория.
31 января Банк России отозвал лицензию у «Моего банка», до декабря прошлого года принадлежавшего Фетисову (на 95%). Страховые выплаты вкладчикам предварительно оценивались в 6,5 млрд рублей.
Сам бывший владелец предпочел дистанцироваться от проблем банка, сославшись на положительные результаты проверки ЦБ, проведенной перед его продажей, и переадресовав все вопросы новым владельцам, сообщал «Коммерсант».
В начале февраля представители бизнесмена выступили с заявлением, из которого следовало, что к результатам работы «Моего банка» по состоянию на январь, среди которых было отсутствие практически 90% активов и дыра в капитале на 10 млрд рублей, Фетисов отношения не имеет.
«Новые собственники фактически переключили на себя управление банком, сменили состав совета директоров, назначили нового председателя правления и обновили состав топ-менеджеров», – говорилось в заявлении.
Также сообщалось, что юристы Фетисова изучали возможность подачи иска в отношении новых владельцев, которые довели банк до отзыва лицензии. По словам юристов, «на момент отзыва банковской лицензии на счетах ООО «Мой банк» находилось более 2 млрд рублей, принадлежащих лично Фетисову и связанным с ним структурам».
Глеб Фетисов продал свою долю в «Моем банке» ряду физлиц, представляющих интересы российских и зарубежных инвесторов, в начале декабря прошлого года. Но есть целый ряд свидетельств, что проблемы в кредитной организации появились еще до смены собственника. Во всяком случае, сразу после продажи банк был вынужден ограничить выдачу наличных.
Между тем в «Альянсе зеленых» – партии, которую возглавляет Глеб Фетисов – выразили недоумение по поводу его задержания, передает ИТАР-ТАСС.
«Глеб Фетисов с 2012 года не занимался делами банка, даже из совета директоров вышел», – заявил в пятницу сопредседатель партии Геннадий Гудков.
Он расценил произошедшее как «месть за то, что Фетисов занялся политической деятельностью», и пообещал «жесткую реакцию» партии в случае ареста ее руководителя. В частности, Гудков сообщил, что 6 марта планирует встретиться с лидером фракции социалистов и демократов в Европарламенте Хансом Свободой и проинформировать его о случившемся.
Однако в случае признания вины Фетисова соратники по партии поставят вопрос о его исключении из партии. Об этом «Известиям» рассказал председатель центрального совета партии Олег Митволь. «Чтобы поднять его личное дело, должна быть доказана вина Фетисова. Если судом будет доказано, то, наверное, этот вопрос можно будет рассматривать, - сказал он.
Биография и имущество
По данным Forbes, бывший владелец «Моего банка», экс-сенатор и председатель партии «Альянс Зеленых – Народная партия» Глеб Фетисов с состоянием в 1,9 млрд долларов занимает 55-е место в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России.
По данным «Известий», Фетисов владеет тремя квартирами в центре Москвы и одним загородным домом. Официально экс-банкир зарегистрирован в столичной новостройке в районе Остоженки. Общая площадь его квартиры там достигает 450 квадратных метров. Риелторы оценивают ее стоимость в 40 млн долларов.
В собственности Фетисова также числится жилое помещение площадью 92 квадратных метра в старом доме на Смоленской площади, стоимость которой издание оценивает в сумму не менее 32 млн рублей.
Кроме того, в собственности супруги экс-банкира Татьяны Фетисовой находится квартира в 90 квадратных метров, оцениваемая в 15 млн рублей.
Также жена Фетисова владеет загородным домом в поселке Переделкино в Подмосковье площадью 620 квадратных метров на участке в 50 соток. Минимальная стоимость подобного коттеджа – 300 млн рублей, утверждает издание.
Всегда можно апеллировать аргументами, что все претензии к предпринимателю возникают не в связи с его финансовым прошлым
Глеб Фетисов родился в 1966 году в городе Электросталь Московской области. В 1988 году окончил экономический факультет МГУ.
Являлся основным владельцем «Моего банка» и совладельцем Altimo.
В 1998 году, по данным СМИ, полгода находился в международном розыске за «Неправомерные действия при банкротстве» по статье 195 УК РФ. В марте 1999 года розыск остановили из-за прекращения уголовного дела.
В 2010 году Глеб Фетисов включился в борьбу за одну из самых авторитетных французских ежедневных газет Le Monde. Предполагаемая сделка вызвала большой резонанс, но так и не состоялась, после чего ряд экспертов назвали происходящее пиаром.
В марте прошлого года Фетисов решил баллотироваться в губернаторы Подмосковья, однако ему было отказано в регистрации из-за того, что он не преодолел муниципальный фильтр.
24 апреля 2012 года на учредительном съезде партии «Альянс Зеленых – Народная партия» был избран ее председателем.
Оценки деятельности
По мнению целого ряда политологов, прошлое Фетисова, с одной стороны, вряд ли позволит ему чего-то добиться на политической сцене, с другой – несет риски для его соратников. Так, политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов говорил о том, что «предприниматели очень часто идут в политику защититься от финансовых проблем».
«С политическими проблемами можно выехать за рубеж и сослаться на якобы «преследование», да и вообще всегда можно апеллировать аргументами, что все претензии к предпринимателю возникают не в связи с его финансовым прошлым, а исходя из его политической деятельности», – говорил он и добавлял, что и Фетисов пытается «разыграть политическую карту».
#{intervieweco}Член Общественной палаты Ирина Плещева заявляла газете ВЗГЛЯД, что крах «Моего банка» характеризирует Глеба Фетисова как человека, который «не может управиться со своими активами».
«Скорее всего, у меня подозрение, Фетисов работает не совсем добросовестно. Фетисов продал «Мой банк», получил прибыль и продолжает делать политику, а государство должно нести на себе его издержки. Это говорит о Фетисове как о потенциальном политике, который не может брать на себя ответственность и не может отвечать за свои действия», – говорила она.
Политолог Георгий Федоров несколько дней назад заметил, что в случае возбуждения уголовного дела против Фетисова это очень серьезно ударит по его партии.
«Пока человек не осужден, Фетисов может делать все что захочет. Кроме этого банка у него ведь есть еще бизнес... Конечно, это ударит по имиджу партии, возможно, уменьшится финансирование, но причин для коллапса пока нет...» – говорил он, добавив, что в случае возбуждения дела деятельность его партии, вполне вероятно, «сойдет на нет».
Кто еще
Добавим, что последние события с «Моим банком» подтолкнули депутата Госдумы единоросса Александра Сидякина к подготовке поправок в Гражданский кодекс и закон о банковской деятельности, которые должны установить для владельцев банков личную ответственность по обязательствам кредитной организации перед вкладчиками в случае банкротства или иных неблагоприятных финансовых последствий.
В качестве примера Сидякин приводил «КИТ Финанс» и «Мой банк». По его словам, те деньги, которые им выделило государство, были использованы владельцами для оппозиционной деятельности.
Также с именем экс-владельца «КИТ Финанса» Александра Винокурова связывается скандал скандал вокруг «Дождя». Именно Винокуров финансировал этот телеканал, который в январе разместил у себя более чем спорный опрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?».
Скандал вызвал огромный резонанс, многие поставщики телекоммуникационных услуг стали отказывать телеканалу в трансляции сигнала.
Также учредителю «Дождя» Винокурову задавались вопросы о создании канала на бюджетные деньги. Депутат Госдумы от ЕР, секретарь генерального совета партии Сергей Неверов заявлял, что решение о выделении бюджетных денег на помощь группе «КИТ финанс» в свое время принимал министр финансов Алексей Кудрин. В итоге эта группа была обанкрочена, но ее владелец вышел из нее с умноженным капиталом и почти сразу же основал телеканал «Дождь».
По некоторым данным, доходы Александра Винокурова выросли в шесть с половиной раз после того, как он покинул находящийся в предбанкротном состоянии банк. Сам Винокуров утверждал, что «нет оснований полагать, что деньги были потрачены не по назначению».
Добавим, что оппозиционные политики Геннадий и Дмитрий Гудковы, в последнее время сотрудничающие с Глебом Фетисовым, судя по всему, рассчитывали на «Мой банк».
«Сейчас мне подтвердили, что это так. Глеб Фетисов задержан сотрудниками СКР прямо в аэропорту. Где он сейчас, пока не знаем. Напомню, что недавно он связался с Гудковыми и даже пообещал финансировать наш совместный партийный проект», – говорится в сообщении в ЖЖ Дмитрия Гудкова.
Что касается Фетисова, то он, по информации ряда СМИ, не только имел отношение к краху своего банка, но и воспринимал «Мой банк» как свой кошелек. Некоторые даже расшифровывали название кредитной организации «мой» как производное от «мыть».
Впрочем, отмыванием денег и аферами в банковском секторе сейчас никого не удивить и в других странах. Несколько лет назад, к примеру, в США к 150 годам тюрьмы был приговорен Бернард Мэдофф. Как сообщал «Первый канал», он проворачивал свои махинации в течение 20 лет, и от его действий пострадали не только вкладчики. Крах его финансовой империи нанес ощутимый удар по всей американской экономике.
В итоге судья постановил наложить на Мэдоффа колоссальный штраф – 170 млрд долларов, это почти в три раза больше, чем украденные им 65 млрд инвесторов. Также было конфисковано все имущество Мэдоффа и его супруги.
О классической схеме отмывания денег, в свою очередь, рассказывали «Вести недели».
По данным журналистов, она состоит из трех этапов. Сначала «грязные» наличные вводят в легальную финансовую систему – кладут на банковский счет или покупают ценные бумаги. Здесь сотруднику банка главное - не задавать неприятных вопросов и уж тем более не сообщать в компетентные органы.
Далее деньги «расслаивают» - проводят через множество бессмысленных сделок, например, с недвижимостью. Операции наслаиваются одна на одну, чтобы замести следы.
На третьем этапе «отмывающий» деньги создает видимость законности источников своего богатства: покупает недвижимость, ценные бумаги, произведения искусства, предметы роскоши. «Отмытые» деньги помещаются в банковскую систему под видом законно заработанных доходов. И обнаружить грязный след уже очень сложно.
Член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев считает, что до решения суда давать какие-либо квалификации деятельности Фетисова будет некорректно, а после такого решения «можно будет однозначно что-то говорить». «Что касается тех версий, которые обсуждались в СМИ и экспертном сообществе, я действительно слышал о том, что «Мой банк» находился в достаточно тяжелой ситуации и те люди, которым он продал банк, оказались в той ситуации, когда они даже не подозревали об истинном положении в самом банке. Многое для них было неприятным и негативным открытием», - сказал Григорьев газете ВЗГЛЯД.
При этом он отмечает, что если говорить о политической карьере Фетисова, то было очевидно, что он является «основным финансовым спонсором проекта зеленых». «Я всегда предполагал, что из всей той компании, которая собралась вокруг этой партии, на политической арене будет только господин Митволь. А все остальные – некие попутчики, которым на том или ином этапе придется выйти из этого проекта. Первым человеком, видимо, независимо от решения суда, будет Глеб Фетисов. Ему сложно будет продолжать политическую деятельность. В любом случае спонсорство не будет тем инструментом, которое позволит ему так или иначе уйти от беспристрастного рассмотрения этой ситуации правоохранительными органами», - считает Григорьев.