Общество

Олег Смирнов

«В США половина пилотов из ВВС»

9 декабря 2013, 17:15

Фото: РИА "Новости"

Совет Федерации предложил решить проблему нехватки гражданских пилотов в России за счет военных летчиков, сообщает «Прайм». Такое предложение содержится в проекте решения расширенного заседания комитетов Совета Федерации по экономической и социальной политике, обороне и безопасности.

Представьте, что военный летчик, которому за пятьдесят, уходя из ВВС, должен выучить английский 4-го уровня

По словам принимавшего участие в совещании летного директора «Аэрофлота» Игоря Чалика, нехватка командиров на самый популярный тип самолета – Airbus A320 – составляет около 130 человек. Каждый год на командиров со вторых пилотов переучивается порядка 90 человек, но этого недостаточно.

В то же время, по данным Минобороны, из рядов ВВС ежегодно увольняется порядка 150 человек. Это опытные квалифицированные люди, у них достаточно часов налета. Военных пилотов по программе переподготовки можно обучить в течение трех месяцев, следует из данных Ульяновского Высшего летного училища Гражданской авиации, представленных также на заседании.

По этой программе за пять лет уже было переучено 953 летчика, но стоимость такого переобучения составляет 283–383 тыс. рублей на человека. Платить эту сумму должна либо авиакомпания, либо сам пилот. Сейчас не у всех находятся такие деньги. Поэтому в проекте решения Совфедом предлагается разработать поправки в законодательство, «стимулирующие трудоустройство летчиков из ВВС».

Добавим, что 5 декабря правительство, опять же в целях покрытия дефицита пилотов, одобрило законопроект, согласно которому иностранные летчики допускаются к работе в российской гражданской авиации.

Новую дискуссию о безопасности полетов и квалификации российских летчиков породило крушение Boeing 737, разбившегося в Казани 17 ноября. На борту лайнера находились 44 пассажира и шесть членов экипажа. Все они погибли. В Межгосударственном авиационном комитете отмечали, что самолет был исправен. Таким образом, основная версия трагедии – ошибка экипажа.

При проверке условий обучения пилотов разбившегося лайнера выяснилось, что командир самолета, как и многие его коллеги, мог получить поддельные свидетельства о квалификации.

Подробнее о том, насколько сложно сделать военного гражданским летчиком, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать президента фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженного пилота СССР Олега Смирнова.

ВЗГЛЯД: Олег Михайлович, расскажите, как сейчас происходит переход военных летчиков в гражданскую авиацию?

Олег Смирнов: Я как раз только что вышел с этого совещания. На самом деле, это довольно узкий вопрос. Потому что в общем обеспечении кадрового состава гражданской авиации он занимает довольно небольшую долю. Могу сказать, что гражданская авиация и раньше брала летчиков из ВВС, и сейчас берет, и дальше будет брать. И происходит так не только в нашей стране, но и во всем мире.

ВЗГЛЯД: Какими проблемами сопровождается этот процесс?

О.С.: Есть несколько составляющих, серьезно влияющих на этот процесс. Раньше, до последних нескольких лет, многие военные авиаторы, особенно в транспортной авиации, летали на самолетах ровно тех же типов, что и на «гражданке»: это Ил-12, Ил-76, Ан-24, Ан-26 и т.д. И никаких проблем не было, чтобы пилота оттуда по окончании военной службы взять в гражданскую авиацию и сделать, например, командиром корабля.

Олег Смирнов уверен, что в авиационной отрасли России не хватает порядка (фото: ИТАР-ТАСС)

Сегодня ситуация изменилась. Сузилась сама возможность военным перейти в гражданскую авиацию. Она не отметается совсем, но есть несколько мешающих этому обстоятельств.

ВЗГЛЯД: Каких?

О.С.: Во-первых, Минобороны приняло ряд мер, издало приказы, которые продлевают сроки службы пилотов. Например, командир корабля летает до достижения, скажем, 45-летнего возраста. Раньше он мог уйти на пенсию, и ему даже рекомендовали это сделать. Сейчас же ему продлевают службу еще на 10 лет, и он может остаться в армии, если ему позволяет здоровье. Это, конечно, сокращает возможность перехода в гражданскую авиацию. В 55 лет пилот там, в общем-то, не очень нужен.

Второй фактор касается регулирования сферы гражданской авиации в России. Наша страна – единственная в мире перешедшая в новую эпоху повальной эксплуатации самолетов западного типа – до сих пор не имеет ни одного документа, который ориентировал бы всех на это. Это и приводит к нехватке пилотов. Потому что, кроме профессиональных данных, обязательным требованием для летающего на таких самолетах летчика должно являться знание английского языка четвертого уровня. Это необходимо для радиосвязи, потому что, куда бы ты ни летел, во всех странах мира используется английский язык.

В каких самолетах вы чувствуете себя более безопасно?






Проголосовать
Вдобавок из каждого зарубежного аэропорта на все эти Boeing и Airbus приходит гора литературы на английском языке. А конструктор самолета запрещает ее переводить. Потому что таким образом он снял бы с себя ответственность за безопасность самолетов – вдруг при переводе будут какие-то ошибки, которые потом будут иметь роковое значение. А теперь представьте, что военный летчик, которому за пятьдесят, уходя из ВВС, должен выучить английский 4-го уровня...

ВЗГЛЯД: Много ли вы знаете примеров перехода летчиков из ВВС в гражданскую авиацию?

О.С.: Могу сказать о себе. В разное время я руководил и авиакомпаниями, и аэропортами, и территориальными управлениями, был заместителем министра гражданской авиации. Мы всегда с большим удовольствием брали пилотов из ВВС. Кроме того, я и сам выпускник военного летного училища. Выпускался на скоростных истребителях МиГ-15.

На сегодняшний день армия отпускает все меньше пилотов на гражданскую службу. В Совфеде хотят разработать государственный подход к этим вещам, чтобы такие ведомства, как Минобороны, Минтранс и т.д., создавали некие совместные документы, которые сделали бы картину дальнейшей карьеры военного летчика ясной и понятной.

ВЗГЛЯД: Сенаторы призвали разработать поправки, «стимулирующие трудоустройство военных летчиков, уволенных в запас, в системе гражданской авиации». Какие тут могут быть стимулы?

О.С.: В общих чертах это выглядит так. Сейчас отсутствует законодательство на эту тему, что заставляет военного летчика при переходе в гражданскую авиацию двигаться, как говорится, в слепом полете. Он ничего не знает, не ведает, когда его спишут и кому потом он может понадобиться. А если будет совместный приказ или закон, который утвердит Совет Федерации, где будет говориться, что военный пилот обязан отлетать до 45 лет и к этому времени выучить английский язык, а потом его смогут принять на работу такие-то гражданские авиакомпании – вот это уже хорошо. При этом, конечно, у них будет выбор – летать дальше или идти копать картошку.

ВЗГЛЯД: А как вы относитесь к допуску в российскую авиацию иностранных летчиков?

О.С.: На этот вопрос в двух словах не ответить. Но могу сказать, что кадровый дефицит и летного состава, и инженерного персонала – это очень плохо с точки зрения безопасности полетов. Из-за такого дефицита начинаются всякие штуки типа Казани. Из-за этого в командиры кораблей вводятся пилоты, которые ни разу не уводили самолеты на второй круг и т.д.

А в целом этот кадровый дефицит возник из-за отсутствия кадровой политики в этой сфере на уровне государства. Уверен, что рано или поздно президент спросит с этих ребят, а почему в России – единственной стране с таким широким спектром государственных летных учебных заведений – вы допустили такой дефицит? На самом деле, это же задачка для третьего класса – узнать, сколько пилотов надо, и зарядить под это число количество летных курсантов. Поставить задачу на год, два, три, пять вперед. Вот это и называется кадровой политикой.

ВЗГЛЯД: Как с этим обстоит дело в других странах?

О.С.: В США примерно половина командиров кораблей пришла из ВВС. Чуть меньше половины в некоторых странах Европы, в Англии, например. Это распространенная практика. Но она введена там в русло регулирования, там ничего не происходит стихийно. Речь не идет о том, что какой-то полковник захотел летать и сказал: ребята, дайте мне самолет. Все это должно быть четко прописано законодательно. И Совет Федерации сейчас как раз и пытается это сделать.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

ВСУ начали подтягивать резервы в район Часова Яра
Темы дня

Из трех вариантов «плана Трампа по Украине» России подходят два

Журналисты и политологи по всему миру гадают, каким может быть «план Дональда Трампа по урегулированию конфликта на Украине», которым он регулярно хвастается, однако никому не показывает. В основном обсуждается один из трех сценариев. Но есть еще и четвертый, наиболее вероятный.

Марин Ле Пен защитила ядерное оружие от Макрона

Новым поводом для конфликта между президентом Эммануэлем Макроном и остальными французами стала судьба французского ядерного оружия. Макрон хочет сделать его как бы общим для ЕС, чтобы сдерживать Россию. Идею приняли в штыки, а самый громкий голос принадлежит лидеру самой популярной партии – Марин Ле Пен. Она объяснила, чем это грозит.

НАСА назвало Шепарда первым космонавтом

Россия будет воспринимать самолеты F-16 на Украине как носителей ядерного оружия

Актрисе Ильюхиной отказали в роли повзрослевшей Маши из «Ворониных»

Новости

Во Владивостоке арестован американский солдат

Американского солдата Гордона Блэка, задержанного во Владивостоке, отправили под стражу по обвинению в краже, сообщила пресс-секретарь Приморского краевого суда Елена Оленева.

Китайские хакеры взломали систему Минобороны Британии

Китайские хакеры взломали систему министерства обороны Великобритании, получив доступ к данным военнослужащих.

Миссия Украины в ООН предприняла попытку сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке

Постпредство Украины при ООН в Нью-Йорке и консульство страны в этом городе обращались в местную мэрию с целью сорвать акцию в память о погибших в Великой Отечественной и Второй мировой войнах.

США решили признать Путина следующим президентом России

Соединенные Штаты не будут представлены на церемонии инаугурации президента России Владимира Путина, но признают его российским лидером, заявил руководитель пресс-службы Госдепартамента США Мэттью Миллер.

Госдеп США отреагировал на объявление о ядерных учениях России

Вашингтон не видит повода корректировать готовность своих ядерных сил, заявили в Госдепартаменте США после объявления Москвой ракетных учений.

Си Цзиньпин твердо ответил на требования Макрона надавить на Россию

Стремление французского президента Эммануэля Макрона убедить председателя Китая Си Цзиньпина «надавить» на Россию по украинскому вопросу не привело к ощутимым результатам, пишет The New York Times.

Аэропорты Москвы сообщили о штатной работе в снегопад с дождем

Аэропорты Домодедово и Жуковский 7 мая работали в штатном режиме, несмотря на снегопад с дождем в Москве, сообщили представители воздушных гаваней.

ВСУ начали подтягивать резервы в район Часова Яра

Киев стягивает резервы в Константиновку для усиления флангов украинской группировки в районе Часова Яра, сообщил подполковник ЛНР в отставке Андрей Марочко.

На убитом в ЛНР наемнике ВСУ найден шеврон с французским флагом

На одном из тел в захваченном силами Вооруженных сил России опорном пункте под Белогоровкой в ЛНР были обнаружены шевроны, в том числе с изображением флага Франции. Об этом свидетельствует видеозапись осмотра.

Минобороны получило партию модернизированных БМП-3

«Курганмашзавод», входящий в холдинг «Высокоточные комплексы» Ростеха, поставил Министерству обороны России новую партию военной техники, модернизированной с учетом опыта СВО, сообщили в пресс-службе госкорпорации.

Израиль нанес удары по городу Рафах в секторе Газа на границе с Египтом

В результате ударов Израиля по городу Рафах на юге сектора Газа погибли пять человек, еще несколько получили ранения. Об этом сообщили в администрации больницы в Рафахе.

Одного из руководителей госохраны Украины заподозрили в госизмене

Начальник департамента управления государственной охраны Украины, отвечающего за безопасность высших должностных лиц страны, полковник Андрей Гук задержан по подозрению в госизмене.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Глеб Простаков: Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

Игорь Мальцев: Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?