Значительную часть начальствующих сотрудников МЧС к началу 2016 года планируется сократить в ходе масштабной оптимизации ведомства, сообщает в четверг РИА «Новости» со ссылкой на обнародованный доклад МЧС.
И после этого стало ясно, что борьбой со стихией должны заниматься единые структуры
Согласно документу, до 1 января 2016 года решено сократить на 9,5% должности, замещаемые старшими офицерами (военнослужащими), и на 16,5% – должности старшего начальствующего состава Федеральной противопожарной службы (ФПС).
«Основные направления в этой работе: сокращение должностей военнослужащих и сотрудников ФПС управленческого и обеспечивающих звеньев, а также замена должностей военнослужащих и сотрудников ФПС на должности гражданского персонала в учреждениях и организациях тылового, технического, медицинского, финансового и юридического обеспечения и усиление за счет высвобождающейся численности основных (боевых) подразделений», – цитирует агентство доклад спасательного ведомства.
Создатели документа напоминают, что спасательные воинские формирования появились в структуре МЧС в соответствии с указом президента России от 30 сентября 2011 года. Общая численность личного состава этих формирований на сегодня составляет 7,2 тыс. человек.
В России было создано 83 территориальных и 2 тыс. местных гарнизонов пожарной охраны. Ежедневно на дежурство в стране заступают 42 тыс. человек личного состава ФПС и 13 тыс. – противопожарной службы субъектов Федерации.
Официальный представитель МЧС Ирина Россиус отметила, что сейчас ведомство решило сократить свой аппарат в пользу боевых подразделений. Это должно повысить уровень реагирования, защитить население и территории от чрезвычайных ситуаций, не допустить тяжелых последствий от ЧС, сохранить материальные ценности.
Предполагается, что сокращения коснутся вспомогательных служб и служб обеспечения. Кроме того, оптимизация должна увеличить фонд зарплаты остальных сотрудников.
В пресс-службе МЧС газете ВЗГЛЯД не смогли оперативно прокомментировать данные доклада, отметив лишь, что оптимизация обсуждалась на большом совещании в ведомстве еще летом этого года. Таким образом, можно сказать, что подобные предложения высказываются уже давно, но сейчас они оформились официально.
В свою очередь руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок рассказал газете ВЗГЛЯД, как создавалось Министерство по чрезвычайным ситуациям и почему структура ведомства должна меняться.
«Когда создавалось МЧС – это был 92-й год, – одновременно создавалась и российская гвардия. Но последняя, к сожалению, так и не появилась, а МЧС появилось. Почему? Потому что российская гвардия подчинялась вице-президенту Руцкому. А президенту Ельцину нужна была своя, подручная армия. Так была создана армия МЧС. Но все документы, которые писались для российской гвардии, в итоге перекочевали к МЧС, и практически вся структура этого министерства сохранилась с 1992 года, как у российской гвардии», – рассказал эксперт.
По его словам, число генералов в МЧС составляет примерно одну четвертую часть от генералов в Минобороны. При этом количество именно военных в подчинении МЧС сейчас сокращается. И с этим он, в частности, связывает возможную оптимизацию.
«Хотел бы еще напомнить, что, когда Шойгу перешел в Минобороны, после того как недолго пробыл губернатором Подмосковья, сложилась тяжелая обстановка на Дальнем Востоке. И после этого стало ясно, что борьбой со стихией должны заниматься единые структуры, – отметил Цыганок. – Тогда, как вы, наверное, слышали, встал вопрос об объединении МЧС и армии. Собственно, я считаю, что это правильно. Потому что так называемая гражданская оборона в свое время была оторвана искусственно».
Эксперт также рассказал, что в свое время Шойгу во многом «создавал министерство под себя». И с этим связаны как положительные моменты, так и некоторые отрицательные. В частности, пожарные, по словам Цыганка, недовольны своим положением внутри спасательного ведомства.
«Получилось так, что вся новая техника, которой нет еще и пяти лет, остается в МЧС, а старая, старше пяти лет – в составе губернаторских структур по противопожарной безопасности», – сказал он.
Что касается министра МЧС Владимира Пучкова, сменившего Шойгу, Цыганок признался, что в свое время учился вместе с Пучковым в адъюнктуре Инженерной академии.
«Как специалист он действительно прошел очень хорошую школу, последние года четыре очень грамотно сопровождал везде Шойгу и сейчас себя грамотно позиционирует», – добавил собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Вместе с тем каких-то кардинальных отличий в стиле работы двух министров эксперт не увидел. И предположил, что Пучков и дальше не будет радикально ломать порядки, установленные предшественником.
Добавим, что ранее МЧС уже сообщало о предстоящей оптимизации отдельных подразделений центрального аппарата.
Также в связи с этой темой в ведомстве вынуждены были и опровергать некоторые сообщения. В частности, в июле 2012 года в министерстве отмечали, что распространяемая СМИ информация об увольнении 40 тыс. сотрудников не соответствует действительности.
А глава МЧС Владимир Пучков пояснял, что планы по сокращению численности есть, но коснуться они могут лишь некоторых «чиновников и управленцев», в то время как основные подразделения спасателей и пожарных, то есть «боевые подразделения», наоборот, увеличивают штаты.
Определенный резонанс имела и информация СМИ о том, что экс-министр МЧС Сергей Шойгу, возглавивший год назад Минобороны, предложил объединить оба министерства в рамках единого военного ведомства. Однако на официальном уровне подобные предложения называли лишь слухами. В частности, в начале ноября Сергей Шойгу в эфире телепрограммы «Вести в субботу» сообщил, что такое объединение не планируется.
Шойгу отметил, что в военной доктрине прописано, что армия должна помогать в тяжелой ситуации стране и людям, что и делало Министерство обороны во время паводков на Дальнем Востоке.