Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевДругая армия
Какое наследство оставил Сергею Шойгу Анатолий Сердюков
Сергей Шойгу принимает армию в гораздо более боеспособном состоянии, чем это делал в свое время Анатолий Сердюков. Реформа вооруженных сил, несмотря на громкую перестановку, не ставится под сомнение. Можно точно сказать, как именно изменилась российская армия при Сердюкове и что остается доделать на посту министра Шойгу.
Отставка Анатолия Сердюкова и его замена на Сергея Шойгу, безусловно, стали главной политической новостью осени. Сердюков руководил ведомством пять лет, и это вполне достаточное время, чтобы подвести определенный итог.
Однако прежде следует разобраться с причиной увольнения.
Несмотря на то, что слухи о возможной отставке Анатолия Сердюкова ходили уже давно и разгорающийся скандал в Оборонсервисе лишь усилил их, сама новость стала неожиданностью – как минимум на фоне предыдущих слов Владимира Путина, поручившего тогда еще министру оставаться на своем посту и сотрудничать с правоохранительными органами в расследовании коррупционного скандала.
Если бы не громкие разоблачения деятельности Оборонсервиса, Сердюков, скорее всего, остался бы на своем месте: направление и ход военной реформы руководство страны вполне удовлетворяли, и будь отставка министра связана с его решениями в этой сфере, она состоялась бы давно.
Сегодня же мы имеем, по сути, первое в постсоветской истории коррупционное дело, приведшее к потере федеральным министром своего поста – именно в связи с расследованием. Это можно характеризовать только как сигнал: власть пытается поставить ясные ограничения коррупции.
Между тем заявления первых лиц государства свидетельствует о том, что сама военная реформа не ставится под сомнение.
Как сообщает пресс-служба главы государства, Владимир Путин, комментируя назначение Шойгу, отметил, что новым министром обороны «должен быть человек, который сможет продолжить все положительное для динамичного развития вооруженных сил, обеспечить выполнение гособоронзаказа и тех грандиозных планов по перевооружению армии, которые поставлены». В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что Сердюков был эффективным министром обороны. «Это проявилось в ходе преобразований, которые он проводил в вооруженных силах», – цитирует слова главы правительства РИА «Новости».
Сердюков: до и после
Следует подробно рассказать о том, чего сумел добиться ушедший министр обороны. Основные достижения Анатолия Сердюкова «со знаком плюс» таковы:
1. Гуманизация срочной службы. Служба в армии перестала быть пугалом, более того – становится социальным лифтом, позволяющим впоследствии добиться большего. Изменились условия службы – солдат практически освободили от несвойственных им функций, возложив хозяйственное обслуживание армии на коммерческие структуры.
- Путин назначил Шойгу министром обороны вместо Сердюкова
- СМИ: Сердюков пройдет свидетелем по делу Оборонсервиса
- Подозреваемая по делу Оборонсервиса заявила о добровольной явке к следователю
- Шойгу прокомментировал назначение министром обороны
- Спасатель армии
- Источник: Шойгу придется доводить реформы Сердюкова до конца
2. Рост жалования военнослужащих. Лейтенант, получающий 45–55 (на флоте – и более) тысяч рублей, полковник, получающий под сотню тысяч, капитан первого ранга – подводник с жалованием более 150 тысяч рублей – это весомые аргументы в пользу выбора военной карьеры для молодых людей. Слово «офицер» впервые за двадцать лет перестало ассоциироваться с понятием «бедность».
3. Отказ от советской концепции массовой призывной армии, очевидно, не работающей в нынешних условиях. Переход к армии постоянной готовности, большинство соединений которой готовы вступить в бой без доукомплектования. В целом, несмотря на сокращение номинальной численности вооруженных сил, их готовность возросла и количество соединений, способных вести боевые действия, увеличилось.
4. Решение проблемы обеспечения отставных офицеров жильем. «Очередь» пока еще не ликвидирована, но сокращена в несколько раз, и время ожидания квартиры сегодня редко превышает год. В ближайший год военное ведомство планировало перейти на обеспечение уволенных офицеров жильем сразу по факту увольнения, и если в финансировании военного бюджета не произойдет кардинальных изменений, эта задача будет решена.
5. Начало регулярных закупок нового вооружения. Перевооружение армии было немыслимо без ее реформирования – поставки современной техники в «кадрированные» соединения, практически лишенные солдат, были пустой тратой денег. Изменение облика армии дало структуру, которую можно планомерно переоснащать, и темпы этого переоснащения растут. Несмотря на то, что выполнение гособоронзаказа пока далеко от идеала (что признавалось и руководством МО), процент современной техники в войсках увеличивается.
6. Резкий рост уровня боевой подготовки войск. Количество учений всех уровней, от ротных до стратегических, возросло в разы. Троекратно увеличился, перевалив за сотню часов в год и перекрыв советский стандарт, средний налет летчиков ВВС и морской авиации. Выросло число походов боевых кораблей, Россия практически постоянно присутствует в стратегически важных для нее районах Мирового океана.
7. Армия начала получать оборудование и снаряжение, позволяющее использовать последние достижения военной теории: беспилотные аппараты, системы связи и управления – все это, пусть пока и в небольшом числе, но работает на повышение готовности армии к ведению боевых действий XXI века – бесконтактных, с максимальным использованием высокоточного оружия и других технических новинок.
Рода войск
Говоря о конкретных изменениях по родам войск, можно отметить два полюса, подвергшиеся переменам соответственно в наибольшей и наименьшей степени. Самые глубокие изменения затронули сухопутные войска, и напротив, структурные изменения почти не коснулись РВСН, организация которых, в общем, вполне оптимальна.#{weapon}
Главное новшество в сухопутных войсках уже отмечено: российская армия отошла от мобилизационного принципа, перейдя на поддержание основной массы частей в постоянной готовности. Эти перемены были вызваны изменениями во взглядах на возможную будущую войну. В локальных конфликтах важен не мобилизационный потенциал, а способность быстро и убедительно парировать угрозу, а в случае возможной большой войны с Китаем или США опорой должны служить ракетно-ядерные силы, подкрепленные мощной ПВО и современным флотом.
В этих условиях перевод российской армии на новую структуру, предполагающую постоянную готовность подавляющей части войск, был предрешен. Сегодня сухопутные войска насчитывают около ста бригад разных родов войск и целевого назначения, большинство из которых способны начать действовать в очень короткое время по получении приказа – от часа до суток.
Существенным изменениям подверглись ВВС, также отказавшиеся от прежней структуры. Полки и дивизии ВВС были сведены в новые формирования – авиабазы, насчитывающие от нескольких десятков до ста и более летательных аппаратов разных классов. При этом авиабаза может доукомплектовываться техникой в зависимости от конкретной решаемой задачи.
ВМФ России в основном сохранил свой облик, но так же, как и ВВС, оказался слит воедино с сухопутными войсками в рамках объединенных стратегических командований – принципиально новых для российской армии структур, осуществляющих скоординированное руководство межвидовыми силами.
Несмотря на периодически возникавшие слухи, реформа не ударила по воздушно-десантным войскам. «Крылатая пехота» сохранила свой статус личного резерва Верховного главнокомандующего, оставшись одной из самых боеготовых составляющих российской армии.
Нерешенные проблемы
Если говорить о том, чего сделать не удалось, то это, безусловно, переход на контрактную армию.
Полностью кадровые вооруженные силы пока так и остаются мечтой, исполнение которой зависит не только и не столько от военного ведомства.
Среди нерешенных проблем стоит отметить сложности во взаимоотношениях с оборонной промышленностью, непродуманность штатов новых соединений, которые требуется править «на ходу», уже упомянутые коррупционные проблемы в управлении военным имуществом, тормозящуюся реформу военного образования и многое другое...
Говоря о главных задачах, которые предстоит решать новому министру, можно перечислить их в следующем порядке: налаживание отношений с военной промышленностью, сегодня отнюдь не радужных; исправление перекосов реформы – прежде всего, кадровых; сокращение офицерского корпуса оказалось слишком радикальным и жестким; поиск оптимальной структуры органов военного управления, который еще не завершен; продолжение перевооружения армии, которое начало наконец воплощаться в реальность.
Как новый министр будет решать эти задачи – покажет время. Пока стоит дождаться его первых кадровых решений, чтобы судить о намерениях.